Время в движении: восприятие пространственно-временных характеристик жестикуляции роботов детьми 4—5 лет
Полина Андреевна Подлесная
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
209
2024-04-26
16:30 -
16:50
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен исследованию влияния жестикуляции роботов на восприятие пространственно-временных характеристик событий русскоязычными детьми 4—5 лет. Проводится эксперимент с использованием робота Ф-2, где робот, сопровождая свою речь темпоральными жестами, рассказывает две истории с использованием конструкций «перед тем как» и «после того как», а дети должны определить последовательность событий. Полученные результаты помогут узнать, как дети воспринимают
жестикуляцию робота и взаимодействуют с ним.
Тезисы
Ключевые слова: темпоральные жесты; время и пространство; детское восприятие; роботы
Интерпретация времени через призму пространства является широко распространенным феноменом, отраженным как в вербальной, так и в невербальной коммуникации. Данное исследование посвящено анализу влияния жестикуляции роботов на восприятие пространственно-временных характеристик событий русскоязычными детьми 4—5 лет. Особый интерес представляет вопрос о том, как дети усваивают концепцию времени и какие механизмы лежат в основе этого процесса.
Недавние исследования [McNeil, Evans, Alibali, 2000; Goldin-Meadow, 2000; Macoun, Sweller, 2016] подчеркивают значимость невербальной коммуникации и её положительное воздействие на способность детей усваивать новую информацию. Более того, с увеличением интереса к интеграции робототехники в образовательный процесс возникает необходимость в глубоком понимании того, как русскоязычные дети взаимодействуют с роботами, особенно в младшем возрасте.
В рамках данного исследования мы стремимся понять, насколько эффективно дети воспринимают информацию, представленную рассказчиком-роботом, и какие факторы играют ключевую роль в этом процессе. Для этого проводится эксперимент, в ходе которого робот Ф-2 [Malkina, Kotov, Zinina, 2022] рассказывает две истории, а дети должны определить последовательность событий. Текст историй состоит из предложений, основанных на двух типах конструкций: «перед тем как» и «после того как» (которые, в свою очередь, можно разделить ещё на две группы: иконическую / не иконическую (X, перед тем как Y / перед тем как Y, X) и логическую / произвольную (Мальчик надел носки, перед тем как надеть ботинки / Девочка прыгнула, перед тем как хлопнуть)), а также различных положениях жестов робота, представляющих пространственно-временные отношения. Ожидается, что лучше с заданием справятся дети, прослушавшие вариант истории, где жесты робота, относящиеся к предшествующему действию, были левонаправленными, а относящиеся к последующему действию — правонаправленными.
Роботы являются уникальным инструментом для исследования этого вопроса, поскольку они обладают способностью имитировать человеческие движения и выражения, а также могут быть использованы для представления информации в интересной и доступной для детей форме. Результаты исследования будут интересны с практической точки зрения, поскольку могут быть применены для оптимизации образовательных методик с использованием роботов.
Литература:
Goldin-Meadow S. Learning with and without a helping hand. B. Landau, J. Sabini, J. Jonides, E. L. Newport (eds.). Massachusetts, 2000. P. 121—137.
Macoun A., Sweller N. Listening and watching: The effects of observing gesture on preschoolers’ narrative comprehension. Cognitive Development. 2016. №40. P. 68—81.
Malkina M., Kotov A., Zinina A. Perception of Multimodal Hedges in Communicative Behavior of a Companion Robot // Proceedings of the 10th International Conference on Affective Computing and Intelligent Interaction Workshops and Demos (ACIIW). Nara, 2022. P. 1—3.
McNeil N. M., Alibali M. W., Evans J. L. The role of gesture in children's comprehension of spoken language: Now they need it, now they don't. Journal of Nonverbal Behavior. 2000. №24(2). P. 131—150.
Интерпретация времени через призму пространства является широко распространенным феноменом, отраженным как в вербальной, так и в невербальной коммуникации. Данное исследование посвящено анализу влияния жестикуляции роботов на восприятие пространственно-временных характеристик событий русскоязычными детьми 4—5 лет. Особый интерес представляет вопрос о том, как дети усваивают концепцию времени и какие механизмы лежат в основе этого процесса.
Недавние исследования [McNeil, Evans, Alibali, 2000; Goldin-Meadow, 2000; Macoun, Sweller, 2016] подчеркивают значимость невербальной коммуникации и её положительное воздействие на способность детей усваивать новую информацию. Более того, с увеличением интереса к интеграции робототехники в образовательный процесс возникает необходимость в глубоком понимании того, как русскоязычные дети взаимодействуют с роботами, особенно в младшем возрасте.
В рамках данного исследования мы стремимся понять, насколько эффективно дети воспринимают информацию, представленную рассказчиком-роботом, и какие факторы играют ключевую роль в этом процессе. Для этого проводится эксперимент, в ходе которого робот Ф-2 [Malkina, Kotov, Zinina, 2022] рассказывает две истории, а дети должны определить последовательность событий. Текст историй состоит из предложений, основанных на двух типах конструкций: «перед тем как» и «после того как» (которые, в свою очередь, можно разделить ещё на две группы: иконическую / не иконическую (X, перед тем как Y / перед тем как Y, X) и логическую / произвольную (Мальчик надел носки, перед тем как надеть ботинки / Девочка прыгнула, перед тем как хлопнуть)), а также различных положениях жестов робота, представляющих пространственно-временные отношения. Ожидается, что лучше с заданием справятся дети, прослушавшие вариант истории, где жесты робота, относящиеся к предшествующему действию, были левонаправленными, а относящиеся к последующему действию — правонаправленными.
Роботы являются уникальным инструментом для исследования этого вопроса, поскольку они обладают способностью имитировать человеческие движения и выражения, а также могут быть использованы для представления информации в интересной и доступной для детей форме. Результаты исследования будут интересны с практической точки зрения, поскольку могут быть применены для оптимизации образовательных методик с использованием роботов.
Литература:
Goldin-Meadow S. Learning with and without a helping hand. B. Landau, J. Sabini, J. Jonides, E. L. Newport (eds.). Massachusetts, 2000. P. 121—137.
Macoun A., Sweller N. Listening and watching: The effects of observing gesture on preschoolers’ narrative comprehension. Cognitive Development. 2016. №40. P. 68—81.
Malkina M., Kotov A., Zinina A. Perception of Multimodal Hedges in Communicative Behavior of a Companion Robot // Proceedings of the 10th International Conference on Affective Computing and Intelligent Interaction Workshops and Demos (ACIIW). Nara, 2022. P. 1—3.
McNeil N. M., Alibali M. W., Evans J. L. The role of gesture in children's comprehension of spoken language: Now they need it, now they don't. Journal of Nonverbal Behavior. 2000. №24(2). P. 131—150.