XXVII Open Conference for Philology Students

«Всяко жили»: тема взаимоотношений мачехи и падчерицы в устных нарративах

Софья Дмитриевна Замятина
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2024-04-22
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

В докладе речь идет о теме взаимоотношений мачехи и падчерицы в современных устных нарративах. Внимание уделяется специфике экспликации семейного конфликта. В частности, рассматриваются способы номинации участниц этого конфликта. Материалом послужили интервью, записанные в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русском Севере.

Тезисы

Ключевые слова: семейные отношения; мачеха; конфликт; деревенские женщины

В ходе фольклорно-антропологических экспедиций 2022—2023 гг. в деревне Лешуконского района Архангельской области мы общались с женщинами 1950—1994 гг. рождения, которые или воспитывали детей мужа от первого брака (т. е. рождённых другой женщиной), или сами росли с мачехой. Мы заметили, что запечатленная в рассказах наших собеседниц картина взаимоотношений мачехи и падчерицы отличается от того, что мы с раннего детства встречаем в сказках. Как известно, в сказках мачеха оскорбляет, угнетает, желает неродной дочери зла и даже смерти — степень опасности, которую она представляет для падчерицы, варьируется, но никогда не равняется нулю. В то же время сюжеты, в которых мачеха — добрая женщина, которая заботится о неродных детях подобно матери, в сказках не встречаются вовсе, хотя имеют место в биографиях наших собеседниц. В фокусе нашего исследовательского интереса находится тема взаимоотношений мачехи и падчерицы в современных устных нарративах. Собранные нами интервью стали основным материалом исследования, в качестве дополнительного материала были привлечены интервью из Архангельской коллекции Фольклорного архива СПбГУ.
Несмотря на то, что в большинстве отобранных нами нарративов конфликт между мачехой и падчерицей эксплицируется, его можно охарактеризовать, скорее, как слабовыраженный, если сравнить с разворачивающимся в сказках. В устных рассказах образу неродной матери часто присущи строгость, холодность, своенравность, нередко ей приписывается связь с потусторонним миром. Мы считаем, что такое восприятие мачехи связано с её инаковостью, вызванной переходом в семью из другого рода. Зачастую этот переход оказывается нерегламентированным (повторные браки в деревне обычно не регистрируются официально) и неполным: отцовско-дочерние отношения и отношения между вступающими в брак мужчиной и женщиной выстраиваются автономно, что препятствует появлению крепкой связи между мачехой и падчерицей.
Возникший семейный конфликт проявляется в способах номинации участниц этого конфликта. В случае если отношения материнско-дочернего типа не выстроены (это часто бывает, когда дочь от первого брака уже подросток), падчерица нередко использует остраненную формулировку вторая жена отца. Своего рода топосом в нарративе о мачехе является противопоставление ей матери. Во время интервью мы слышали словосочетания неродная мать и неродная дочь даже чаще, чем номинации мачеха и падчерица, при этом, кажется, от того, насколько отношения женщин напоминают отношения родных матери и дочери, зависит то, как скоро информантка уточняет, что связь некровная. Слово мачеха чаще всего возникает в разговоре благодаря интервьюеру, который употребил его в своем вопросе. Низкая популярность этой номинации среди наших собеседников, вероятно, связана с тем, что для данной лексемы очень характерны негативные коннотации [Бенвенист, 1995: 179], что затрудняет использование ее в исключительно описательных целях.

Литература:
Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М., 1995.