Тема измены в частушках
Мария Ильинична Козлова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
195
2024-04-22
12:00 -
12:20
Ключевые слова, аннотация
Аннотация: Частушка
остается одним из популярных жанров, которые мы фиксируем в экспедициях на
Русском Севере. С т. з. прагматики, во-первых, для частушки очень важна ситуация коммуникации, а во-вторых, частушка является формой «оглашения» конфликта. В
докладе будет рассматриваться один из частотных типов частушечных конфликтов — измена.
Материалом исследования стали тексты, записанные на территории Лешуконского
района Архангельской области.
Тезисы
Ключевые слова: частушка; конфликт; номинация; измена
Частушка остается одним из самых популярных жанров, которые фиксируются в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русский Север. Однако чаще всего мы записываем именно тексты и не наблюдаем их исполнение в полном смысле слова. Последнее предполагает особый контекст, ситуацию, в которой частушка так или иначе актуальна для поющего «здесь и сейчас». С. Б. Адоньева писала о прагматических функциях частушки следующее: «Частушка часто оказывается включенной в сценарий речевой презентации конфликта. <…> Частушка оформляет состязание между группами парней и девушек. <…> Экспликация конфликтов в виде праздничного частушечного состязания позволяет предполагать, что такой конфликт — весьма специфической природы. Он не является деструктивным для социума» [Адоньева, 2022: 165]. Иными словами, сама по себе частушка встроена в ситуацию коммуникации и является формой «оглашения» конфликта. Несмотря на то, что информанты обычно поют или рассказывают нам тексты частушек по нашему запросу (т. е. сложно судить об актуальности той или иной частушки для исполнителя), сами частушечные тексты сохраняют свою связь с ситуацией конфликта. В докладе будет рассматриваться частотный тип частушечного конфликта — измена. Материалом исследования стали тексты частушек, записанные на территории Лешуконского района Архангельской области.
Тему измены в частушке мы будем рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, интерес вызывает лексическое употребление. Собственно «измена» может обозначаться в частушке несколькими способами: самостоятельными существительными или глаголами (напр., измена, изменить, гулять, загулять). В некоторых частушках измена обозначается лексемами обман или обманывать. При этом о том, что обман является именно изменой, мы узнаем не сразу. Наконец, встречаются тексты, в которых о теме измены можно понять лишь из общего контекста или комментария исполнителя.
Во-вторых, были интересны способы номинации участников конфликта и сами его участники. Так, напр., в женских частушках, кроме собственно лирической героини и ее «дроли», важным действующим лицом оказывается подруга обманутой девушки. Интересно также, как меняются в частушке способы номинации участников в ходе развития конфликта. Напр., в некоторых частушках парня-изменщика называют «милым» или «дролей», в других — возникает новая лексема после узнавания девушкой об измене.
Большая часть нашего материала — это частушки, исполненные женщинами. Этот факт нельзя не учитывать при анализе текстов. В записях, сделанных в Лешуконском районе, практически нет текстов, исполнителями которых были бы мужчины. При этом изменщиками/изменщицами в частушках оказываются и парни, и девушки. Отдельно нас интересуют контексты, в которых возникают частушки, и комментарии их исполнителей.
Литература:
Адоньева С. Б. Прагматика частушки // Прагматика фольклора. М. 2022. С. 148–214.
Частушка остается одним из самых популярных жанров, которые фиксируются в ходе фольклорно-антропологических экспедиций СПбГУ на Русский Север. Однако чаще всего мы записываем именно тексты и не наблюдаем их исполнение в полном смысле слова. Последнее предполагает особый контекст, ситуацию, в которой частушка так или иначе актуальна для поющего «здесь и сейчас». С. Б. Адоньева писала о прагматических функциях частушки следующее: «Частушка часто оказывается включенной в сценарий речевой презентации конфликта. <…> Частушка оформляет состязание между группами парней и девушек. <…> Экспликация конфликтов в виде праздничного частушечного состязания позволяет предполагать, что такой конфликт — весьма специфической природы. Он не является деструктивным для социума» [Адоньева, 2022: 165]. Иными словами, сама по себе частушка встроена в ситуацию коммуникации и является формой «оглашения» конфликта. Несмотря на то, что информанты обычно поют или рассказывают нам тексты частушек по нашему запросу (т. е. сложно судить об актуальности той или иной частушки для исполнителя), сами частушечные тексты сохраняют свою связь с ситуацией конфликта. В докладе будет рассматриваться частотный тип частушечного конфликта — измена. Материалом исследования стали тексты частушек, записанные на территории Лешуконского района Архангельской области.
Тему измены в частушке мы будем рассматривать с разных точек зрения. Во-первых, интерес вызывает лексическое употребление. Собственно «измена» может обозначаться в частушке несколькими способами: самостоятельными существительными или глаголами (напр., измена, изменить, гулять, загулять). В некоторых частушках измена обозначается лексемами обман или обманывать. При этом о том, что обман является именно изменой, мы узнаем не сразу. Наконец, встречаются тексты, в которых о теме измены можно понять лишь из общего контекста или комментария исполнителя.
Во-вторых, были интересны способы номинации участников конфликта и сами его участники. Так, напр., в женских частушках, кроме собственно лирической героини и ее «дроли», важным действующим лицом оказывается подруга обманутой девушки. Интересно также, как меняются в частушке способы номинации участников в ходе развития конфликта. Напр., в некоторых частушках парня-изменщика называют «милым» или «дролей», в других — возникает новая лексема после узнавания девушкой об измене.
Большая часть нашего материала — это частушки, исполненные женщинами. Этот факт нельзя не учитывать при анализе текстов. В записях, сделанных в Лешуконском районе, практически нет текстов, исполнителями которых были бы мужчины. При этом изменщиками/изменщицами в частушках оказываются и парни, и девушки. Отдельно нас интересуют контексты, в которых возникают частушки, и комментарии их исполнителей.
Литература:
Адоньева С. Б. Прагматика частушки // Прагматика фольклора. М. 2022. С. 148–214.