XXVII Open Conference for Philology Students

Фонетические характеристики речи при когнитивной нагрузке

Мария Романовна Максимова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

157
2024-04-26
17:30 - 17:45

Ключевые слова, аннотация

В данной работе представлено сравнение фонетических характеристик речи при когнитивной нагрузке, ее отсутствии и предпаузальном удлинении. Материалом для исследования послужили аудиозаписи речи студентов при прохождении психологического теста и при ответе на дополнительные вопросы, а также аудиозаписи чтения текста. Результаты показали, что при когнитивной нагрузке увеличивается длительность гласных, согласных и ларингализованных сегментов; понижается интенсивность голоса, становятся частотными восходящие и нисходяще-восходящие контуры частоты основного тона, расширяется диапазон ЧОТ.

Тезисы

Ключевые слова: когнитивная нагрузка; предпаузальное удлинение; фонетические характеристики речи; частота основного тона; интенсивность голоса

Когнитивная система человека включает в себя долговременную память и кратковременную рабочую память. Когнитивная нагрузка отражает объем ресурсов, затрачиваемых рабочей памятью. Т. к. объем и возможности рабочей памяти человека ограничены, для эффективного выполнения когнитивных задач необходимо контролировать нагрузку на рабочую память [Sweller, 1988]. 
Распознавание когнитивной нагрузки в речи позволяет повысить эффективность образовательных методик [Sweller, 1988] и удобство использования диалоговых систем. При распознании признаков когнитивной нагрузки в речи пользователя система может адаптироваться под его состояние [Yap, 2012]. Маркерами когнитивной нагрузки в речи могут быть повышение частоты основного тона (ЧОТ) и интенсивности, сужение диапазона ЧОТ, ларингализация, изменение темпа речи и скорости артикуляции [Yap, 2012].
Целью данной работы является сравнение фонетических характеристик речи в трех ситуациях: при наличии повышенной когнитивной нагрузки, ее отсутствии и предпаузальном удлинении. Материалом для исследования послужили аудиозаписи речи семи студентов кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков СПбГУ. В качестве задачи, вызывающей когнитивную нагрузку, информантам было предъявлено 20 названий цветов, где цвет шрифта отличался от значения слова (тест Струпа [Scarpina, Tagini, 2017]). Испытуемые должны были назвать цвет шрифта каждого слова. Дополнительной задачей были вопросы, связанные с фонетикой английского языка.
Речь в случае отсутствия повышенной когнитивной нагрузки была реализована информантами при чтении фонетически представительного текста «Был тихий серый вечер» [Степанова, 1988].
Было проведено сравнение длительности гласных, щелевых согласных и сонантов в процессе размышления над заданием, в случае отсутствия затруднений при выполнении задачи и при предпаузальном удлинении. Также было проведено исследование ларингализации, динамики ЧОТ и интенсивности голоса.
Результаты показали, что длительность безударных гласных, щелевых согласных и сонантов в случае затруднения при выполнении задачи превышает длительность безударных гласных, щелевых согласных и сонантов при отсутствии глубоких размышлений и при предпаузальном удлинении. Чаще всего в случае затруднений при выполнении задания дикторы реализовали восходящий и нисходяще-восходящий интонационные контуры. Диапазон значений ЧОТ в восходящих контурах при когнитивной нагрузке был шире, чем при чтении неконечных синтагм в фонетически представительном тексте. Длительность ларингализованных участков при когнитивной нагрузке была больше, чем в случае предпаузального удлинения. Затруднения при выполнении задачи также маркировались понижением интенсивности голоса.

Литература:
Степанова С. Б. Фонетические свойства русской речи: реализация и транскрипция: дис. канд. филол. наук. Л., 1988.
Scarpina F., Tagini S. The stroop color and word test // Frontiers in Psychology. 2017. Vol. 8. P. 1­—8.
Sweller J. Cognitive load during problem solving: Effects on learning // Cognitive Sciences. 1988. Vol. 12. P. 257­—285.
Yap T. F. Speech Production Under Cognitive Load: Effects and Classification: PhD thesis. Sydney, 2012.