XXVII Open Conference for Philology Students

Отсутствие пунктуации как минус-прием в современной русской поэзии

Мадина Исхаковна Мохаммад
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

ауд. 188
2024-04-24
19:00 - 19:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается феномен отсутствия знаков препинания в современной русской лирике (1960-е—2010-е). Художественные функции этого приема анализируются на примере стихотворений Вс. Некрасова, В. Кривулина, А. Драгомощенко, А. Цветкова и А. Полякова. Отсутствие пунктуации оказывается изоморфным другим уровням текста, в некоторых случаях оно актуализирует природу стиха как систему парадигматических членений, отсылает к архаичной традиции или транслирует мотив поэтической немоты.

Тезисы

Ключевые слова: минус-прием; современная русская поэзия; знаки препинания; отсутствие пунктуации

Феномен отказа поэтов от пунктуации отмечается литературоведами как тенденция современной лирики [Азарова, Корчагин, Кузьмин, Плунгян и др., 2016], как характерная черта поэтики отдельных авторов [Скворцов, 2011] и как прием [Ищук, 2014]. Однако отсутствие знаков препинания как художественный прием в русской лирике не становилось предметом отдельного изучения, как, напр., авторская постановка тире в лирике М. Цветаевой или Э. Дикинсон. Цель нашего доклада — применить лотмановскую оптику и рассмотреть полное и частичное отсутствие пунктуации как минус-прием, выявить его художественные функции.
Для одних авторов отсутствие знаков препинания — это характерная черта поэтики (Вс. Некрасов, А. Цветков), другие используют пунктуацию не по правилам языка, а только тогда, когда это представляется нужным. Упразднение же семантически не нагруженных знаков препинания на границе стиха актуализирует природу стиха как систему парадигматических членений — в стихах и так заложены ритм и паузы [Шапир, 2000].
Неупотребление пунктуации — это не прерогатива одного направления, оно необязательно связано с авангардом. Полное отсутствие знаков препинания характерно как для концептуалиста Вс. Некрасова, так и для более современного неомодерниста А. Цветкова. Показательно, что у обоих поэтов этот минус-прием связан с мотивом поэтической немоты — утратой поэтом дара пророка преобразовывать мир словом. Для других поэтов — метареалистов А. Драгомощенко и В. Кривулина и тяготеющего к акмеистической традиции А. Полякова — использование этого приема выборочно.
Как он функционирует? В широком смысле отсутствие пунктуации — это избегание автоматизма восприятия. Знаки препинания способствуют членению текста для облегчения его понимания, отсутствие же цветаевских «пней преткновения» делает сложным выделение цельных по смыслу отрезков.
Случаи, когда на фоне отсутствия пунктуации в стихотворении появляются те или иные знаки препинания — обычно тире как наиболее выразительный знак, представляют особой интерес, так как в них пунктуация семантически нагружена. При имманентном анализе можно обнаружить, что такой слом в графике стихотворения часто оказывается изоморфным слому на другом уровне текста. Здесь могут происходить изменения в субъектной структуре — меняется точка зрения или становится слышен не проявленный ранее в стихотворении голос («TROODOS» Драгомощенко). Иногда прием является следствием метапоэтической игры («В позе плода» Кривулина) или имитацией античного синтаксиса («Европа девочка: она не слышит моря…» Полякова). Отсутствие пунктуации становится продуктивным остраняющим минус-приемом для постсоветской лирики, к которому обращаются приверженцы разных поэтических традиций.
      
Литература:        
Ищук Е. Н. Авторская расстановка знаков препинания как намеренное нарушение пунктуационной нормы (на примере современной прозы и поэзии) // Вестник Новосибирского государственного университета. История, филология. 2014. Т. 13. №9. С. 88—92.  
Поэзия. Учебник / Сост. Н. М. Азарова, К. М. Корчагин, Д. В. Кузьмин, В. А. Плунгян и др. М., 2016.  
Скворцов А. Э. Рецепция и трансформация поэтической традиции в творчестве О. Чухонцева, А. Цветкова и С. Гандлевского: автореф. дис. … доктора филол. наук. Казань, 2011.  
Шапир М. И. О пределах длины стиха в верлибре (Д. А. Пригов и другие) // Т. 6. № 14/16. М., 2000. C. 117—137.