Жанровая специфика романа С. Кинга «Долгая Прогулка»
Мария Евгеньевна Коробкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Южный федеральный университет
Южный федеральный университет
ауд. 190
2024-04-22
17:40 -
18:00
Ключевые слова, аннотация
В работе предпринимается попытка жанрового определения романа С. Кинга «Долгая Прогулка» как экзистенциальной притчи. Смертельное соревнование оказывается аллегорическим воплощением неотвратимого движения к смерти, а Идущие — героями, попавшими в пограничную ситуацию.
Тезисы
Ключевые слова: жанр; экзистенциальная притча; Стивен Кинг
«Долгая прогулка» — первый оконченный роман С. Кинга. В автобиографии автор признаётся, что это лучший из его ранних текстов. В зарубежной исследовательской практике устоялось два жанровых определения романа: антиутопия и психологический хоррор. Однако, как нам представляется, такие прочтения не вполне исчерпывающи, и жанровые границы текста можно расширить, прочитав этот роман как экзистенциальную притчу о жизни и стремлении к смерти.
«Долгая прогулка» — первый оконченный роман С. Кинга. В автобиографии автор признаётся, что это лучший из его ранних текстов. В зарубежной исследовательской практике устоялось два жанровых определения романа: антиутопия и психологический хоррор. Однако, как нам представляется, такие прочтения не вполне исчерпывающи, и жанровые границы текста можно расширить, прочитав этот роман как экзистенциальную притчу о жизни и стремлении к смерти.
Среди признанных отечественной наукой образцов романов-притч — произведения Ф. Кафки («Процесс») и А. Камю («Чума»). Таким произведениям свойственна центральная философская идея, часто экзистенциального характера. Персонаж романа-притчи и ситуация, в которую он попадает, оказываются условными, универсальными, и важную роль в интерпретации произведения играет иносказательный план. Так, лейтмотивной аллегорией романа Кинга становится образ Прогулки — смертельного соревнования, воплощающего пограничную ситуацию (по К. Ясперсу). Дорога, по которой движутся сто Идущих, участников-подростков, символизирует хрупкую жизнь, которая в любой момент может прерваться.
Любопытно, что участники Прогулки не всегда могут объяснить, как попали на неё. Абсурдным предстаёт и сам отбор на соревнование: Идущие писали эссе о желании участвовать, однако его проверка не предполагала критериев, прошли даже те, кто написал бессмыслицу. Итоговый список участников определялся буквально по принципу лотереи: их фамилии наугад вытягивали из барабана. Всё это символизирует непредсказуемость судьбы и неотвратимость смерти, делает Прогулку похожей на кафкианский Процесс.
Майор или Главный (англ. Major) — не только типичный для антиутопии образ тоталитарного лидера, руководящего гибельной Прогулкой, но и фигура недоступного и беспощадного Бога-отца, принципиально важная для экзистенциальной притчи. При первой встрече с ним герой испытывает благоговение, мечтает до него дотронуться, чтобы убедиться в его существовании, что подчеркивает сакральное значение этого образа.
Недосягаемость божественной фигуры глубоко раскрывается в сюжетной линии Стеббинса — внебрачного сына Главного, который участием в Прогулке стремился воссоединиться с отцом, но так и не получил от него желаемого внимания. В экзистенциальном смысле герой становится универсальным образом человека, не способного достучаться до Бога, чьё вопрошание о смысле существования не получает ответа от высших сил.
В контексте мотива божественного равнодушия и молчания стоит обратиться к оригинальной трактовке такого понятия, как Советы для участников Прогулки. В английском тексте они обозначены как Hint —'намек' или 'подсказка'. Как представляется, Hint является частью экзистенциального мироощущения, которым проникнут роман Кинга. Сама жизнь, аллегорически выраженная в образе Прогулки, и высшие силы, управляющие ею, не дают людям четких указаний о том, как можно оградиться от смерти, прожить дольше — весь опыт человеческой цивилизации собирается в некий набор правил, лишь подсказывающий возможные способы выживания, но не гарантирующий его.
Открытый финал сближает текст Кинга с романным образцом экзистенциальной притчи, «Процессом». Единственный выживший герой, Гаррати, игнорирует Главного, крики толпы и поздравления и движется к тёмной фигуре, мнимому сопернику, думая, что Прогулка ещё не окончена. Победа оказывается подобна Вратам, предназначенным для универсального притчевого героя, но парадоксально недоступным ему.