Использование игры «Путешествие по Санкт-Петербургу» на занятиях по русскому языку как иностранному: лингвометодический аспект
Екатерина Ивановна Смирнова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Анастасия Васильевна Ульянова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2024-04-24
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлена попытка совмещения игровой методики с изучением лексики и страноведения на занятиях русского языка как иностранного. Нами была создана настольная игра с фишками и кубиками «Путешествие по Санкт-Петербургу», включающая в себя информацию о культурных объектах города и упражнения по русскому языку. Кроме того, в докладе будут описаны положительные стороны и особенности использования такого метода обучения на практических занятиях.
Тезисы
Ключевые слова: интерактивное обучение; достопримечательности Санкт-Петербурга; настольная игра; русский язык как иностранный; страноведение
Игра как элемент обучения на разных ступенях образования уже долгое время является одним из перспективных направлений в педагогике. Такой метод повышает мотивацию и интерес обучаемых, увеличивает их активность на занятии. Использование игры представляется особенно актуальным при вводе страноведческой информации на занятиях РКИ, так как приоритетом многих современных студентов является погружение в историю и культуру страны изучаемого языка. Несмотря на все плюсы, подобных игр для обучения иностранцев нами обнаружено не было.
Основной целью нашей работы было создание методической разработки для проведения цикла игровых занятий по теме «Путешествие по Санкт-Петербургу» на уроках РКИ на уровне А2. При вводе страноведческой информации наиболее целесообразным представляется использование настольной игры с фишками и кубиками, так как она знакома каждому человеку с детства и такой формат наиболее приближен к формату экскурсии.
При реализации цели нами был использован метод выборки лингвострановедческого материала, педагогического наблюдения с целью дальнейшей корректировки хода игры и заданий, а также метод моделирования не только языковых, но и соотносящихся с действительностью ситуаций. Для создания методической разработки мы опирались на ресурсы сети Интернет, официальные сайты культурных объектов и личный опыт посещения достопримечательностей.
За основу разработки была взята игра «Пешком по Петербургу» для русскоговорящих детей, содержащая в себе информацию о культурных объектах города. Мы разделили Санкт-Петербург на районы, сравнительно схожие по количеству достопримечательностей: Васильевский остров, Петроградская сторона, Невский проспект, Крестовский остров и т. д. Далее мы отобрали наиболее популярные и значимые с исторической точки зрения культурные объекты, а также места, полезные для иностранного студента. Затем мы составили карту и создали игровой маршрут. Далее нами была отобрана основная информация о достопримечательностях, сделана презентация и составлены упражнения для контроля понимания и повторения пройденных тем.
Факты об объектах культуры преподносятся посредством синтеза аудирования, восприятия речи преподавателя и самостоятельного чтения вслух. Семантизация новых понятий представлена демонстрацией фото и видео, толкованием, использованием словообразовательных моделей, переводом. В урок входят задания разных типов: поиск автобуса нужного маршрута, ответно-вопросная форма диалога с преподавателем, аудирование с пропусками, отработка лексики с совмещением слова и фотографии, кроссвордами, составлением слова из букв и рассказов.
Исходя из опыта использования методической разработки, нами был выделен ряд плюсов и особенностей введения такого типа игры. К положительным аспектам можно отнести заинтересованность студентов, их вовлеченность в работу, позитивный настрой. Разработка мотивирует к посещению культурных объектов. Кроме того, данная игра может быть использована для знакомства с достопримечательностями Санкт-Петербурга при обучении в другом городе или стране. Для преподавателя использование готовой методической разработки минимизирует затраты времени и сил на подготовку занятия. К особенностям использования игры относится то, что она рассчитана минимум на 4 академических часа, поэтому целесообразно вводить ее как факультатив или электив.
Игра как элемент обучения на разных ступенях образования уже долгое время является одним из перспективных направлений в педагогике. Такой метод повышает мотивацию и интерес обучаемых, увеличивает их активность на занятии. Использование игры представляется особенно актуальным при вводе страноведческой информации на занятиях РКИ, так как приоритетом многих современных студентов является погружение в историю и культуру страны изучаемого языка. Несмотря на все плюсы, подобных игр для обучения иностранцев нами обнаружено не было.
Основной целью нашей работы было создание методической разработки для проведения цикла игровых занятий по теме «Путешествие по Санкт-Петербургу» на уроках РКИ на уровне А2. При вводе страноведческой информации наиболее целесообразным представляется использование настольной игры с фишками и кубиками, так как она знакома каждому человеку с детства и такой формат наиболее приближен к формату экскурсии.
При реализации цели нами был использован метод выборки лингвострановедческого материала, педагогического наблюдения с целью дальнейшей корректировки хода игры и заданий, а также метод моделирования не только языковых, но и соотносящихся с действительностью ситуаций. Для создания методической разработки мы опирались на ресурсы сети Интернет, официальные сайты культурных объектов и личный опыт посещения достопримечательностей.
За основу разработки была взята игра «Пешком по Петербургу» для русскоговорящих детей, содержащая в себе информацию о культурных объектах города. Мы разделили Санкт-Петербург на районы, сравнительно схожие по количеству достопримечательностей: Васильевский остров, Петроградская сторона, Невский проспект, Крестовский остров и т. д. Далее мы отобрали наиболее популярные и значимые с исторической точки зрения культурные объекты, а также места, полезные для иностранного студента. Затем мы составили карту и создали игровой маршрут. Далее нами была отобрана основная информация о достопримечательностях, сделана презентация и составлены упражнения для контроля понимания и повторения пройденных тем.
Факты об объектах культуры преподносятся посредством синтеза аудирования, восприятия речи преподавателя и самостоятельного чтения вслух. Семантизация новых понятий представлена демонстрацией фото и видео, толкованием, использованием словообразовательных моделей, переводом. В урок входят задания разных типов: поиск автобуса нужного маршрута, ответно-вопросная форма диалога с преподавателем, аудирование с пропусками, отработка лексики с совмещением слова и фотографии, кроссвордами, составлением слова из букв и рассказов.
Исходя из опыта использования методической разработки, нами был выделен ряд плюсов и особенностей введения такого типа игры. К положительным аспектам можно отнести заинтересованность студентов, их вовлеченность в работу, позитивный настрой. Разработка мотивирует к посещению культурных объектов. Кроме того, данная игра может быть использована для знакомства с достопримечательностями Санкт-Петербурга при обучении в другом городе или стране. Для преподавателя использование готовой методической разработки минимизирует затраты времени и сил на подготовку занятия. К особенностям использования игры относится то, что она рассчитана минимум на 4 академических часа, поэтому целесообразно вводить ее как факультатив или электив.