XXVII Open Conference for Philology Students

Сочетаемость лексики вкуса и запаха в описаниях свойств вина (методами дистрибутивно-кластерного анализа)

Алина Олеговна Клеванова
Докладчик
студент 3 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

13о
2024-04-22
16:40 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен исследованию лексической сочетаемости в дискурсе винной дегустации, с особым акцентом на способы описания ароматических и вкусовых свойств вина. В таких описаниях выбор лексических единиц, с одной стороны, опирается на существующую традицию и имеющиеся шаблоны, а с другой — связан с субъективным восприятием дегустатора, что обусловливает широкое использование метафор. В исследовании применялись методы дистрибутивно-кластерного анализа, позволяющие выделить статистические закономерности, наблюдаемые в описаниях свойств вкуса и запаха различных сортов вина.

Тезисы

Ключевые слова: вкус; запах; лексическая сочетаемость; энологический дискурс; винная дегустация

В последнее время исследования в области энологического дискурса становятся всё более востребованными вследствие активного развития виноделия на территории России и повышения спроса на продукцию отечественного производства. Это также оказывает воздействие на формирование русского «винного» подъязыка, который всё время наполняется лексическим материалом, обретает собственную структуру и постепенно освобождается от влияния других языков.
Основной интерес с данной точки зрения представляет дегустационный дискурс, направленный на передачу базовых характеристик вина, прежде всего вкуса и запаха. Содержание этого дискурса основывается на категориях обонятельного и вкусового восприятия и напрямую зависит от дегустатора, порождающего текст. По этой причине тексты винных описаний отличаются метафоричностью, красочностью и нацелены на пробуждение определенных ассоциаций у потребителя. В то же время существует некоторая шаблонность при выборе лексических единиц, связанная с необходимостью следовать общепринятым языковым стандартам.
Исследование направлено на изучение лексической сочетаемости в описаниях «носа» и «рта» вина методами дистрибутивно-кластерного анализа. Цель состоит в выявлении тенденций и закономерностей, связанных с выбором тех или иных слов и выражений. В качестве материала были взяты дегустационные заметки, собранные с официальных сайтов винных магазинов Санкт-Петербурга.
В ходе исследования данные были подвергнуты первичной обработке для создания репрезентативного корпуса: отдельно были сформированы подкорпусы, относящиеся к описаниям белых, розовых и красных вин. После этого были проведены дистрибутивный и кластерный анализы, позволившие выделить конкретные группы лексических сочетаний, использующихся в определенных контекстах. Полученные результаты также сравнивались с теоретическими данными, представленными в пособиях по винной дегустации.
Интересным результатом стало выявление большого числа пересечений в категориях аромата и вкуса, которые проявлялись, в основном, в ассоциациях (фруктовый вкус и фруктовый аромат, цветочные и медовые нюансы (и во вкусе, и в запахе), пряный аромат и вкус с нотками пряностей). Кроме того, было отмечено довольно скудное использование глагольных групп, а также однообразие в выборе самих глаголов (обладать, сочетаться, раскрываться, демонстрировать, наполняться); число существительных, напротив, оказалось больше ожидаемого количества. Также было обнаружено, что наиболее богатыми описаниями с точки зрения лексической наполненности обладают красные сорта вин.
Результаты данной работы могут предоставить некоторые примеры анализа необычных для специализированного языка лексических сочетаний и послужить основой для дальнейших исследований, в том числе и в области генерации текстов. Кроме того, они могут способствовать созданию образовательных программ и материалов, направленных на развитие восприятия и аналитических навыков при дегустации вина, а также помочь в разработке более понятного и точного словаря для эффективной передачи дегустационного опыта.