«Оскорбление публики» в драматургии Томаса Бернхарда (на примере пьес «На покой» и «Площадь героев»)
Мария Рахимбековна Бобохонова
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
208
2024-04-26
11:40 -
12:00
Ключевые слова, аннотация
Мы рассмотрим, как «оскорбляет» свою
публику Томас Бернхард — важнейший художник-провокатор современной Австрии. Материалом для исследования станут пьесы «На покой» и «Площадь
героев», обращенные к темам исторической памяти и травмы.
Тезисы
Ключевые слова: Бернхард; мемориальная культура Германии; метатеатральность
«Оскорбление публики» — пьеса австрийского драматурга Петера Хандке, иногда называемая «антипьесой» из-за радикального отказа от театральных канонов. Основная идея Хандке — дискредитировать театральную форму изнутри. В интервью он объясняет это следующим образом: «на сцене мы выступали против сцены, используя театр для протеста против современного театра» [Joseph, 57]. Цель нашего доклада — рассмотреть, как стратегия «оскорбления публики» реализуется в драматургии Томаса Бернхарда. Материал нашего исследования — пьесы «На покой» и «Площадь героев», в которых важнейшую роль играет тема исторической памяти. Написанные в 1979 и 1988 гг., пьесы были поставлены для немецких и австрийских зрителей, еще бывших свидетелями или непосредственными участниками событий Второй Мировой войны. Театральное действие для Бернхарда — возможность привлечь к ответственности не только формально осужденных им в тексте героев-преступников, но и молчаливую публику. Так, текст пьесы «Площадь героев» полон критических суждений об австрийцах, которых драматург обобщенно называет нацией «шести с половиной миллионов идиотов». Однако Бернхард «оскорбляет» публику не только «напрямую»; он также стремится поместить ее в предельно некомфортную ситуацию отчужденности, разрывая театральное действие. С этой целью в финале пьесы используется архивная запись выступления Гитлера в центре австрийской столицы, противопоставленная переживаниям главной героини пьесы — реальной свидетельницы произошедшего, преследуемой мучительными воспоминаниями. Зрители же вынуждены осмыслять событие лишь через архивные документы — своего рода симулякры этой памяти; так Бернхард заставляет публику осознать собственную беспомощность и немоту перед опытом молчаливой жертвы. Различные способы «осуждения» и «разоблачения» публики присутствуют и в драме «На покой». С одной стороны, она является непосредственным откликом на исторические события. Пьеса, рассказывающая о бывшем офицере СС, сумевшем «залечь на дно» и спустя тридцать лет после окончания войны вновь построить карьеру судьи, напоминает публике о по-прежнему скрывающихся в обществе преступниках. Однако куда больший эффект «оскорбления» зрителя реализуется через метатеатральные приемы. Герои постоянно подчеркивают, что всего лишь «играют» свои роли. Подобный разрыв театральных условностей заставляет зрителей чувствовать себя особенно некомфортно; более того, «намерение Бернхарда — заставить зрителей осознать, что в центре пьесы находятся они сами; они обладают той же эстетической субъективностью, но и той же пассивностью в исполнении роли, что и персонажи на сцене» [Dembling, 16]. Осмысляя трагедии прошлого и историческую вину, лежащую на населении Австрии и Германии, Бернхард активно «нападает» на аудиторию, которая оказывается вовлечена в произошедшее в роли соучастников или свидетелей. Этот эффект реализуется на разных уровнях текста и постановки: как через непосредственное указание на вину публики и ее оскорбление, так и через помещение ее в сложную ситуацию отчуждения, призывающую к глубокой рефлексии зрителя.
«Оскорбление публики» — пьеса австрийского драматурга Петера Хандке, иногда называемая «антипьесой» из-за радикального отказа от театральных канонов. Основная идея Хандке — дискредитировать театральную форму изнутри. В интервью он объясняет это следующим образом: «на сцене мы выступали против сцены, используя театр для протеста против современного театра» [Joseph, 57]. Цель нашего доклада — рассмотреть, как стратегия «оскорбления публики» реализуется в драматургии Томаса Бернхарда. Материал нашего исследования — пьесы «На покой» и «Площадь героев», в которых важнейшую роль играет тема исторической памяти. Написанные в 1979 и 1988 гг., пьесы были поставлены для немецких и австрийских зрителей, еще бывших свидетелями или непосредственными участниками событий Второй Мировой войны. Театральное действие для Бернхарда — возможность привлечь к ответственности не только формально осужденных им в тексте героев-преступников, но и молчаливую публику. Так, текст пьесы «Площадь героев» полон критических суждений об австрийцах, которых драматург обобщенно называет нацией «шести с половиной миллионов идиотов». Однако Бернхард «оскорбляет» публику не только «напрямую»; он также стремится поместить ее в предельно некомфортную ситуацию отчужденности, разрывая театральное действие. С этой целью в финале пьесы используется архивная запись выступления Гитлера в центре австрийской столицы, противопоставленная переживаниям главной героини пьесы — реальной свидетельницы произошедшего, преследуемой мучительными воспоминаниями. Зрители же вынуждены осмыслять событие лишь через архивные документы — своего рода симулякры этой памяти; так Бернхард заставляет публику осознать собственную беспомощность и немоту перед опытом молчаливой жертвы. Различные способы «осуждения» и «разоблачения» публики присутствуют и в драме «На покой». С одной стороны, она является непосредственным откликом на исторические события. Пьеса, рассказывающая о бывшем офицере СС, сумевшем «залечь на дно» и спустя тридцать лет после окончания войны вновь построить карьеру судьи, напоминает публике о по-прежнему скрывающихся в обществе преступниках. Однако куда больший эффект «оскорбления» зрителя реализуется через метатеатральные приемы. Герои постоянно подчеркивают, что всего лишь «играют» свои роли. Подобный разрыв театральных условностей заставляет зрителей чувствовать себя особенно некомфортно; более того, «намерение Бернхарда — заставить зрителей осознать, что в центре пьесы находятся они сами; они обладают той же эстетической субъективностью, но и той же пассивностью в исполнении роли, что и персонажи на сцене» [Dembling, 16]. Осмысляя трагедии прошлого и историческую вину, лежащую на населении Австрии и Германии, Бернхард активно «нападает» на аудиторию, которая оказывается вовлечена в произошедшее в роли соучастников или свидетелей. Этот эффект реализуется на разных уровнях текста и постановки: как через непосредственное указание на вину публики и ее оскорбление, так и через помещение ее в сложную ситуацию отчуждения, призывающую к глубокой рефлексии зрителя.
Литература:
Joseph A., Handke P. B. Nauseated by Language: From an Interview with Peter Handke // The Drama Review: TDR. Vol.15, No.1 1970. P. 57—61.
Dembling K. M. Staging the German Family Photo Album: The Wehrmacht Exhibit and Thomas Bernhard’s Vor dem Ruhestand // Journal of Austrian Studies, Volume 48, Number 2, Summer 2015, pp. 1—24.