Формирование коммуникативных навыков у студентов при обучении русскому языку как иностранному посредством онлайн-инструментов
Гуйхун - Лю
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
198
2024-04-24
14:40 -
15:00
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматривается проблема формирования коммуникативных навыков у студентов при обучении русскому языку как иностранному с использованием онлайн-инструментов. Рассмотрено понятие коммуникативной компетенции. Представлены результаты анкетирования студентов в период пандемии с описанием трудностей обучения. Предложены онлайн-инструменты по преодолению трудностей обучения.
Тезисы
Ключевые слова: коммуникативная компетентность; коммуникативные навыки; онлайн-инструменты; онлайн-обучение
Под коммуникативной компетентностью понимается способность выражать собственные мысли, чувства, описывать факты посредством устной и письменной речи, а также достигать эффективной коммуникации в различных сферах деятельности [Компетенции, 2019].
Для формирования коммуникативной компетентности студентов необходим отбор соответствующих методов и технологий обучения. Одним из способов обучения является использование онлайн-инструментов.
Нами было организовано анкетирование в период пандемии (2022 г.) с целью выявления проблем, с которыми сталкиваются студенты, изучающие русский язык как иностранный в Китае. 78% опрошенных отметили, что период пандемии оказал негативное воздействие на формирование их иноязычных коммуникативных навыков. Лишь 31% опрошенных отметил использование интернет-инструментов в качестве предпочтительного способа обучения. 69% опрошенных отметили, что им не понравился формат онлайн-получения в период пандемии.
Трудности, с которыми сталкиваются студенты при онлайн-обучении: недостаточно возможностей для общения на русском языке; неадекватная русскоязычная среда; неэффективные методы обучения и неинтересные виды учебной работы; отсутствие интерактивности; трудно сосредоточиться на прослушивании лекций и др. Таким образом, преподавание русского языка только с помощью онлайн-инструментов в период пандемии не оказалось эффективным. Педагоги не были готовы к масштабному переходу на онлайн-обучение.
Онлайн-инструменты в обучении должны быть органическим образом включены в смешанную модель обучения. Наиболее эффективными онлайн-инструментами являются следующие [Гавра, 2023]: платформа Core, цифровой ресурс Tilda, образовательная платформа Chaoxing, китайские системы QQ, WeChat, платформы дистанционного обучения Tencent Classroom, DingTalk. При онлайн-обучении важно использовать инструкции к выполнению заданий, мультимедийные средства, интерактивные формы работы.
Анализ проблемы формирования коммуникативных навыков позволяет утверждать, что онлайн-ресурсы обладают обширными возможностями в ее решении. Сегодня существует множество онлайн-инструментов, позволяющих качественно организовать изучение языка и обеспечить формирование коммуникативных навыков. Задача учителя заключается в грамотной организации такого процесса. При этом важно поддерживать обратную связь со студентами, учитывать трудности, с которыми они сталкиваются, и их пожелания.
Литература:
Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. М., 2023.
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / Авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М., 2019.
Под коммуникативной компетентностью понимается способность выражать собственные мысли, чувства, описывать факты посредством устной и письменной речи, а также достигать эффективной коммуникации в различных сферах деятельности [Компетенции, 2019].
Для формирования коммуникативной компетентности студентов необходим отбор соответствующих методов и технологий обучения. Одним из способов обучения является использование онлайн-инструментов.
Нами было организовано анкетирование в период пандемии (2022 г.) с целью выявления проблем, с которыми сталкиваются студенты, изучающие русский язык как иностранный в Китае. 78% опрошенных отметили, что период пандемии оказал негативное воздействие на формирование их иноязычных коммуникативных навыков. Лишь 31% опрошенных отметил использование интернет-инструментов в качестве предпочтительного способа обучения. 69% опрошенных отметили, что им не понравился формат онлайн-получения в период пандемии.
Трудности, с которыми сталкиваются студенты при онлайн-обучении: недостаточно возможностей для общения на русском языке; неадекватная русскоязычная среда; неэффективные методы обучения и неинтересные виды учебной работы; отсутствие интерактивности; трудно сосредоточиться на прослушивании лекций и др. Таким образом, преподавание русского языка только с помощью онлайн-инструментов в период пандемии не оказалось эффективным. Педагоги не были готовы к масштабному переходу на онлайн-обучение.
Онлайн-инструменты в обучении должны быть органическим образом включены в смешанную модель обучения. Наиболее эффективными онлайн-инструментами являются следующие [Гавра, 2023]: платформа Core, цифровой ресурс Tilda, образовательная платформа Chaoxing, китайские системы QQ, WeChat, платформы дистанционного обучения Tencent Classroom, DingTalk. При онлайн-обучении важно использовать инструкции к выполнению заданий, мультимедийные средства, интерактивные формы работы.
Анализ проблемы формирования коммуникативных навыков позволяет утверждать, что онлайн-ресурсы обладают обширными возможностями в ее решении. Сегодня существует множество онлайн-инструментов, позволяющих качественно организовать изучение языка и обеспечить формирование коммуникативных навыков. Задача учителя заключается в грамотной организации такого процесса. При этом важно поддерживать обратную связь со студентами, учитывать трудности, с которыми они сталкиваются, и их пожелания.
Литература:
Гавра Д. П. Основы теории коммуникации. М., 2023.
Компетенции «4К»: формирование и оценка на уроке: Практические рекомендации / Авт.-сост. М. А. Пинская, А. М. Михайлова. М., 2019.