XXVII Open Conference for Philology Students

Дети в лесу: к вопросу об освоении лесного пространства

Полина Сергеевна Журавлева
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2024-04-22
14:40 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

В настоящем докладе рассматриваются нарративы деревенских жителей, в которых встречается тема освоения леса детьми разного возраста. Это освоение происходит посредством фольклора (колыбельные песни, мифологические рассказы, сказки), а также разных практик пребывания ребенка в лесу.

Тезисы

Ключевые слова: детский фольклор; антропология; лес

В ходе архивной фольклорной практики СПбГУ 2023 г. я работала с интервью, записанными в деревне Вожгора Лешуконского района Архангельской области. Две информантки (1954 и 1942 гг. рождения) рассказывали о взаимоотношениях детей и леса как чужого, опасного и «пограничного» пространства, при посещении которого нужно соблюдать определенную систему правил и запретов. В связи с этим интересным представилось изучить этапы освоения ребенком леса. Материалом изучения стали и архивные записи, сделанные в Лешуконском районе, соответствующие теме исследования.
Сначала ребенок воспринимает лес как опасное пространство, за «краем» «теплого дома-защиты» [Осорина, 2011]. Постепенно лес начинает восприниматься как интересное пространство, в котором можно прятаться, строить шалаши, собирать грибы и ягоды: «“Ужасные” места постепенно начинают переходить в разряд “страшно интересных”. Туда отправляются уже не просто переживать, а исследовать, т.е. целенаправленно их познавать» [Осорина, 2011]. Анализ интервью показал, что освоение пространства леса происходит поэтапно.
Первым этапом можно назвать период от рождения ребенка до трехлетнего возраста. В колыбельных песнях лес, с одной стороны, выступает как опасное пространство (лесные животные представляются ребенку страшными существами, встречу с которыми можно избежать, лишь оставшись с матерью в доме). С другой стороны, в колыбельных встречается сюжет, в котором уже подросший ребенок ходит в лес собирать грибы или ягоды, на охоту: «“Тема вырастет большой… В лес по ягоды пойдет…  Много ягод наберет, всем по горсточке дает. Всем по гор-сто-чке, по щепе-то-чке. Ну а папу да маму, дак уж больше всех. А мне, дак меньше всех”».
На следующем этапе — с 3 до 6 лет — на ребенка оказывают влияние волшебные сказки, в которых лес продолжает быть таинственным и опасным пространством, но при этом усваиваются некоторые тактики поведения в нем, законы, по которым функционирует это пространство. «Лес в сказке и лес, в котором собирают грибы — разные пространства, вызывающие разные чувства и нарративизирующие разный опыт», однако «они могут пересекаться, и от реальных опасностей (дикие животные, потеря ориентиров) люди защищаются символическими действиями (специальными словами, дарами, переодеванием)» [Коноваленко, 2019: 29].
С 6 лет взрослые обучают ребенка пользоваться благами леса: собирать грибы и ягоды с помощью разных тактик: они могут оставлять сладости на пеньке «от лисы», всячески поощрять интерес ребенка к лесу.
После 12 лет ребенок начинает ходить в лес без сопровождения старших, ещё раньше начинает строить там шалаши вместе с ровесниками. Таким образом, происходит постепенное включение леса как пространства в жизнь человека, формирование особых правил взаимодействия с ним.

Литература:
Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб. 2011.
Коноваленко А. А. Топика леса в современных деревенских рассказах: выпускная квалификационная работа (бакалавриат). СПб. СПбГУ, 2019.