Художественное пространство в прозе Зиранны Затели
Арина Антоновна Затолокина
Докладчик
студент 3 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Греческий институт, ауд. 119, Филологический факультет; наб. Лейтенанта Шмидта, д. 11
2024-04-24
14:00 -
14:20
Ключевые слова, аннотация
Произведения современной греческой писательницы З. Затели часто относят к сформировавшемуся в XX в. жанру «магического реализма», для которого характерно особое отображение окружающей действительности. В прозе Затели объектом внимания часто становится «мир реальный» и «мир воображаемый». Данная работа посвящена особенностям отображения художественного пространства в первом сборнике рассказов Затели «Прошлогодняя невеста».
Тезисы
Ключевые слова: магический реализм; современная греческая литература; художественное пространство
Зиранна Затели — греческая писательница, чьи произведения часто относят к ставшему популярным в XX в. жанру «магического реализма». Этот термин возник в XX в. для характеристики живописи, а позднее стал использоваться и в литературе [Гугнин, 1998: 25]. Объектом внимания авторов становится окружающий мир, не просто отображенный человеческим сознанием, но и сформированный им [Гугнин, 1998: 35].
Сам термин «магический реализм» определяет специфику пространства, свойственную литературе этого жанра. Для произведений магического реализма характерно соединение «мира реального» («monde réel») и «мира воображаемого» («monde imaginaire»)» [Гугнин, 1998: 26]. Создать подобное двоемирие позволяет сдвиг в субъективизацию восприятия окружающего пространства.
Целью доклада является выявление характерных особенностей пространства в первом сборнике рассказов Затели «Περσινή αρραβωνιαστικιά» («Прошлогодняя невеста»), опубликованном в 1984 г.
Герои рассказов Затели часто обладают способностью видеть реальность под иным углом, открывая наряду с видимой повседневной реальностью «внутреннюю» сверх-реальность. Пространство, воспринятое через взгляд героев, которые способны увидеть в нем загадку и тайну, приобретает магические черты и изменяется: «Магазин окрашивался в пурпурные и изумрудные тона, становился иным миром» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 39].
Одной из особенностей создания пространства становится перенесение сюжета в сновидения: «Хотя она и проходит часто, очень часто, через мои сны» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 65] и смешение реального пространства с онирическим: «Падал снег, его белизна и сияние делали эту ночь похожей на сон» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 11].
В рассказах Затели образам свойственна своя мифо-фольклорная основа, а определенные локусы обладают региональной мифологией. Реальному географическому пространству придаются черты максимальной неопределенности: «И она говорила не “в Австралии”, когда её спрашивали о Стефаносе, а “там, где ночь тогда, когда у нас день”» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 106]. Воображение героев позволяет изменять окружающую действительность и погружаться в фантазийный мир: «Мы оказывались в Африке — ты затеивал африканские истории, гипнотизировал меня — а после мы меняли путешествие» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 97]. У некоторых мест появляются новые, локальные названия: «и так, это место, кроме “на природе”, звалось и “прогулка”». Наименования деревень, заведений часто становятся говорящими: «Дала жила в районе “Тоска”» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 74], «ВЗДОХ ведь… ВЗДОХ снаружи, на вывеске… Вздохнула и я, пока шла за ним к цинковой скамье» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 31].
Можно заключить, что пространство в рассказах Затели часто обладает магическими чертами, смешивается со внутренним пространством воображения или снов героев. Несуществующие в действительности, воображаемые места часто становятся для персонажей ближе, чем реальные географические области, а действительность часто воспроизводится через призму мифов и регионального фольклора.
Литература:
Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века (Феномен и некоторые пути его осмысления). М., 1998.
Ζατέλη Ζ. Περσινή αρραβωνιαστικιά. Αθήνα, 1994.
Зиранна Затели — греческая писательница, чьи произведения часто относят к ставшему популярным в XX в. жанру «магического реализма». Этот термин возник в XX в. для характеристики живописи, а позднее стал использоваться и в литературе [Гугнин, 1998: 25]. Объектом внимания авторов становится окружающий мир, не просто отображенный человеческим сознанием, но и сформированный им [Гугнин, 1998: 35].
Сам термин «магический реализм» определяет специфику пространства, свойственную литературе этого жанра. Для произведений магического реализма характерно соединение «мира реального» («monde réel») и «мира воображаемого» («monde imaginaire»)» [Гугнин, 1998: 26]. Создать подобное двоемирие позволяет сдвиг в субъективизацию восприятия окружающего пространства.
Целью доклада является выявление характерных особенностей пространства в первом сборнике рассказов Затели «Περσινή αρραβωνιαστικιά» («Прошлогодняя невеста»), опубликованном в 1984 г.
Герои рассказов Затели часто обладают способностью видеть реальность под иным углом, открывая наряду с видимой повседневной реальностью «внутреннюю» сверх-реальность. Пространство, воспринятое через взгляд героев, которые способны увидеть в нем загадку и тайну, приобретает магические черты и изменяется: «Магазин окрашивался в пурпурные и изумрудные тона, становился иным миром» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 39].
Одной из особенностей создания пространства становится перенесение сюжета в сновидения: «Хотя она и проходит часто, очень часто, через мои сны» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 65] и смешение реального пространства с онирическим: «Падал снег, его белизна и сияние делали эту ночь похожей на сон» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 11].
В рассказах Затели образам свойственна своя мифо-фольклорная основа, а определенные локусы обладают региональной мифологией. Реальному географическому пространству придаются черты максимальной неопределенности: «И она говорила не “в Австралии”, когда её спрашивали о Стефаносе, а “там, где ночь тогда, когда у нас день”» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 106]. Воображение героев позволяет изменять окружающую действительность и погружаться в фантазийный мир: «Мы оказывались в Африке — ты затеивал африканские истории, гипнотизировал меня — а после мы меняли путешествие» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 97]. У некоторых мест появляются новые, локальные названия: «и так, это место, кроме “на природе”, звалось и “прогулка”». Наименования деревень, заведений часто становятся говорящими: «Дала жила в районе “Тоска”» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 74], «ВЗДОХ ведь… ВЗДОХ снаружи, на вывеске… Вздохнула и я, пока шла за ним к цинковой скамье» [Περσινή αρραβωνιαστικιά, 1994: 31].
Можно заключить, что пространство в рассказах Затели часто обладает магическими чертами, смешивается со внутренним пространством воображения или снов героев. Несуществующие в действительности, воображаемые места часто становятся для персонажей ближе, чем реальные географические области, а действительность часто воспроизводится через призму мифов и регионального фольклора.
Литература:
Гугнин А. А. Магический реализм в контексте литературы и искусства XX века (Феномен и некоторые пути его осмысления). М., 1998.
Ζατέλη Ζ. Περσινή αρραβωνιαστικιά. Αθήνα, 1994.