Женские образы в осетинском нартском эпосе
Диана Эдуардовна Цховребова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
198
2024-04-24
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Настоящее исследование будет посвящено анализу женских образов в нартском эпосе осетин. В докладе будут представлены как классификация героинь, так и их возможные исторические и религиозные прототипы, берущие своё начало ещё в кочевом периоде ираноязычных народов. Основные результаты исследования свидетельствуют о чётком разделении всех женских образов на воительниц, богинь, невест и проводящих инициацию героя, каждая из которых занимает свою значимую роль в социальной системе мира нартов.
Тезисы
Ключевые слова: женские образы в нартском эпосе; Шатана; эпические героини Кавказа
Нартский эпос осетин — собрание сказаний о воинах, соединяющий в себе иранские и кавказские сюжеты и мотивы. Несмотря на обилие героев-мужчин в легендах есть и выдающиеся женщины. Попытки изучить их были как у В. И. Абаева («Нартовский эпос осетин») и Ж. Дюмезиля («Осетинский эпос и мифология»), так и у других исследователей, таких как Н. К. Мамиева («Сатана в осетинском нартовском эпосе»). Тем не менее ещё никто не пытался классифицировать все встречающиеся в сказаниях женские образы и проанализировать их религиозные и исторические прототипы.
Цель доклада — определить архетипы героинь нартских сказаний и установить их роль в эпическом мире. Для исследования были использованы такие методы как компаративный анализ и классификация. В ходе работы мы смогли разделить все женские образы на воительниц, невест, богинь и проводящих инициацию героя.
К первым можно отнести дочь Даргавсара и Алымбега из одноимённых сказаний. Они обладают всеми атрибутами истинного нарта — оружием, конём, страстью к подвигам и второй половиной. Первая собирает войско, состоящее только из девушек, чтобы отомстить великанам за погубленную деревню. Причём они «по-мужски сражаются с врагами» [Нарты, 1957: 35]. Это сказание может указывать на социальный строй иранских кочевых племён, в которых женщины могли воевать наравне с мужчинами [Абаев, 1990: 160]. Дочь Алымбега же повторяет типичный путь славы: от несчастливого ребёнка до именитого героя, проходя особую инициацию через подвиги. Так, девочка, узнав о грозящей беде, взяла оружие отца и отправилась спасать семью, подобно таким героям как Тотрадз или Саууай.
Другой тип — богини. В нартском эпосе есть только одна женщина, в образе которой отчетливо можно проследить отголоски сакральной фигуры, — это Шатана. Она — мать-прародительница нартов, которая присутствует в сказаниях почти о каждом богатыре. Олицетворение мудрости и женского коварства, Шатана — абсолютный авторитет, мнение которой никем не оспаривается. Её значимость можно оценить по таким сказаниям, как «Рождение Шатаны», где она появляется на свет вместе с сакраментальными для нарта вещами — конём и собакой, а также «Как появилось пиво», в котором женщина дарует людям священный напиток.
Следующий образ — невесты. Они — цель нарта в его подвигах. Особенностью таких героинь является принадлежность к особому роду — божественному или почетному, что подчёркивает их недоступность и желанность. Как правило, бывают достаточно придирчивы и задают герою задания, которые тот обязан выполнить. Как, например, Акола в сказании «Симд нартов», отправляющая Батрадза на бой с великаном, после победы над которым, он сможет на ней жениться.
Если невесты — это цель богатыря, то героини, проводящие инициацию — его путь к ней. Такими могут выступать ведьмы (къулбадæг-ус) или их дочери. Они наставляют или карают героя за провинности, заставляя того измениться. Так, в сказании «Шкура чёрной лисицы» сияющая колдунья наказывает Уырзмага за невоспитанность, благодаря чему он приобретает новые черты характера.
Литература:
Абаев В. И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
Нарты: эпос осетинского народа / Отв. ред. В. И. Абаев. М., 1957.
Сказания о нартах. Осетинский эпос / Пер. с осет. Ю. Либединского. Цхинвали, 1981.
Нартский эпос осетин — собрание сказаний о воинах, соединяющий в себе иранские и кавказские сюжеты и мотивы. Несмотря на обилие героев-мужчин в легендах есть и выдающиеся женщины. Попытки изучить их были как у В. И. Абаева («Нартовский эпос осетин») и Ж. Дюмезиля («Осетинский эпос и мифология»), так и у других исследователей, таких как Н. К. Мамиева («Сатана в осетинском нартовском эпосе»). Тем не менее ещё никто не пытался классифицировать все встречающиеся в сказаниях женские образы и проанализировать их религиозные и исторические прототипы.
Цель доклада — определить архетипы героинь нартских сказаний и установить их роль в эпическом мире. Для исследования были использованы такие методы как компаративный анализ и классификация. В ходе работы мы смогли разделить все женские образы на воительниц, невест, богинь и проводящих инициацию героя.
К первым можно отнести дочь Даргавсара и Алымбега из одноимённых сказаний. Они обладают всеми атрибутами истинного нарта — оружием, конём, страстью к подвигам и второй половиной. Первая собирает войско, состоящее только из девушек, чтобы отомстить великанам за погубленную деревню. Причём они «по-мужски сражаются с врагами» [Нарты, 1957: 35]. Это сказание может указывать на социальный строй иранских кочевых племён, в которых женщины могли воевать наравне с мужчинами [Абаев, 1990: 160]. Дочь Алымбега же повторяет типичный путь славы: от несчастливого ребёнка до именитого героя, проходя особую инициацию через подвиги. Так, девочка, узнав о грозящей беде, взяла оружие отца и отправилась спасать семью, подобно таким героям как Тотрадз или Саууай.
Другой тип — богини. В нартском эпосе есть только одна женщина, в образе которой отчетливо можно проследить отголоски сакральной фигуры, — это Шатана. Она — мать-прародительница нартов, которая присутствует в сказаниях почти о каждом богатыре. Олицетворение мудрости и женского коварства, Шатана — абсолютный авторитет, мнение которой никем не оспаривается. Её значимость можно оценить по таким сказаниям, как «Рождение Шатаны», где она появляется на свет вместе с сакраментальными для нарта вещами — конём и собакой, а также «Как появилось пиво», в котором женщина дарует людям священный напиток.
Следующий образ — невесты. Они — цель нарта в его подвигах. Особенностью таких героинь является принадлежность к особому роду — божественному или почетному, что подчёркивает их недоступность и желанность. Как правило, бывают достаточно придирчивы и задают герою задания, которые тот обязан выполнить. Как, например, Акола в сказании «Симд нартов», отправляющая Батрадза на бой с великаном, после победы над которым, он сможет на ней жениться.
Если невесты — это цель богатыря, то героини, проводящие инициацию — его путь к ней. Такими могут выступать ведьмы (къулбадæг-ус) или их дочери. Они наставляют или карают героя за провинности, заставляя того измениться. Так, в сказании «Шкура чёрной лисицы» сияющая колдунья наказывает Уырзмага за невоспитанность, благодаря чему он приобретает новые черты характера.
Литература:
Абаев В. И. Избранные труды: религия, фольклор, литература. Владикавказ, 1990.
Дюмезиль Ж. Осетинский эпос и мифология. М., 1976.
Нарты: эпос осетинского народа / Отв. ред. В. И. Абаев. М., 1957.
Сказания о нартах. Осетинский эпос / Пер. с осет. Ю. Либединского. Цхинвали, 1981.