XXVII Open Conference for Philology Students

Виды конформного поведения в фильме Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу» (1974)

Елизавета Сергеевна Авдошина
Докладчик
студент 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

ауд. 171
2024-04-25
15:20 - 15:40

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассмотрены виды конформного поведения в фильме Р. В. Фассбиндера «Страх съедает душу» (1974) через призму классификации, представленной Д. Майерсом [Майерс, 2002]. На основании статьи А. В. Озеровой «Конформизм и конформность как социально-психологическая категория» [Озерова, 2017: 71—72] выделены факторы, влияющие на уровень конформности. Проанализирована изменчивость позиций, образа жизни и действий героев в зависимости от ситуации, влияния общества и определен вид конформного поведения, характерный для них.

Тезисы

Ключевые слова: конформизм; немецкий кинематограф; социология

Конформное поведение характерно для ФРГ 1970-х. Поколение, выросшее под влиянием Гитлера, бессознательно переносит идеи диктатора в будущее. Взгляды на послевоенное общество Германии отразились и в «Страх съедает душу» (1974, реж. Р. В. Фассбиндер).

Описанные в книге Д. Майерса «Социальная психология» [Майерс, 2002] виды конформности можно соотнести с действиями героев фильма. Согласно представленной им классификации, их поступки в большей степени соответствует внешнему конформизму, чем внутреннему. Цель работы — сравнить различные проявления этого явления и проанализировать изменения поведения героев в зависимости от влияния конформизма. В исследовании фильм рассматривается под другим, новым углом: относительно конформности героев.
Предрассудки — одна из составляющих конформизма — то, из-за чего он способен возникнуть. Б. Спиноза говорил, что люди «…по своим свойствам (…) судят о свойствах другого» [Спиноза, 2001: 45—46]. Обществу присуще стереотипное мышление, заставляющее придерживаться субъективной т. з.
Люди, подверженные внешнему конформизму, оказываются под влиянием социума, устоев, авторитета: они находятся в плену у ситуации. Навязывая собственные взгляды, общество ощущает власть. Фассбиндер говорил: «Всегда есть класс, который хочет воспитывать других: муж — жену, мужчина — другого мужчину. Эта ситуация воспитания, отношений господина и раба, толпы и гуру — всегда фашистская» [Фассбиндер, 2016: 8].
Фильм можно условно поделить на две части: до отпуска и после — противостояние и смирение. Человек меняется в зависимости от давления на него общества, становится подвержен конформизму. Одни и те же герои ведут себя по-разному, исходя из ситуации и окружения.
Окно, через которое снят обеденный перерыв, создает эффект преломления: подобно лучу, проходящему через стекло, в главной героине (Эмми) происходит слом. По возвращении после отпуска ее образ мысли меняется, она поддается давлению: не противоборствует конформизму, становится частью его. Как и пучок света, проходящий через второе (параллельное) стекло, героиня возвращается к своим взглядам в переломный момент.
Исходя из классификации А. В. Озеровой [Озерова, 2017: 71—72], выделены факторы, влияющие на уровень конформности героев фильма «Страх съедает душу»: 1) пол: женщины больше предрасположены к конформизму, в случае, когда тема является актуальной для них (официантку не устраивает внимание главного героя (Али) к пожилой женщине, при этом она спокойно относится к его связям с проституткой);
2) численность группы: герои ведут себя по-другому под воздействием нескольких человек (Али смеется над шуткой, в окружении коллег, но наедине не позволяет себе оскорблять Эмми);
3) авторитет членов группы: человек следует чужому мнению, осознавая влиятельность оппонента (Эмми, стремясь уйти от осуждения, перестает противодействовать конформизму).
Придерживаясь данных характеристик, можно сделать вывод, что уровень конформного поведения в фильме Фассбиндера «Страх съедает душу» высокий за счет воздействия извне (окружения, авторитетов, утвердившегося образа жизни). Позиции героев меняются не из-за близкой им т. з., а под давлением внешнего конформизма.

Литература:
Алфавит RWF // Сеанс. 2016. №64. С. 8.
Майерс Д. Социальная психология. СПб., 2002.
Озерова А. В. Конформизм и конформность как социально-психологическая категория // Территория науки. 2017. №1. С. 71—72.
Спиноза Б. Этика. М., 2001. С. 45—46.