Образная экспрессивность в английском устном диалогическом дискурсе (на материале американских ток-шоу)
Анна Вячеславовна Лыткина
Докладчик
магистрант 2 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе рассматривается категория образной экспрессивности
как неотъемлемая часть устного диалогического
дискурса. В докладе представлен
компаративный анализ использования ведущим и гостями различных единиц
экспрессивности на материале эпизодов американских ток-шоу. В результате выявлены основные особенности
реализации экспрессивности, а также своеобразие использования выразительно-изобразительных
средств на различных языковых уровнях.
Тезисы
Ключевые слова: экспрессивность; диалогический дискурс; ток-шоу; англоязычный диалогический дискурс
Жанр вечернего ток-шоу уже несколько десятилетий привлекает многомиллионную аудиторию зрителей и слушателей по всему миру. Эпизоды ток-шоу характеризуются достаточно простым, логически оправданным композиционным построением, основной целью которого является привлечение и поддержание внимания [Кузнецов, 1998: 59]. Несмотря на то, что ток-шоу появились для привлечения зрителей к телевизору, а телевидение в 2022 г. теряет популярность среди молодежи и представителей среднего поколения, подобные передачи все же остаются популярными благодаря широкому распространению в интернет-ресурсах.
Актуальность исследования обусловлена возрастающим интересом к изучению категории экспрессивности и ее проявлению в ежедневной разговорной речи современного английского языка. Функционирование экспрессивности, а также понятий, смежных с ней — эмоциональности, выразительности и образности — многоаспектно. Сложность исследования разговорной речи на материале ток-шоу состоит в отсутствии скриптов в свободном доступе.
Целью работы является лингвистическая характеристика разноуровневых приемов и средств воздействия на аудиторию, используемых ведущим и приглашенными гостями популярных ток-шоу, а также анализ метакоммуникации, использованной в рамках дискурса ток-шоу.
При анализе мы разграничивали речь ведущего и речь гостей, так как у ведущего есть определенный скрипт и сценарий передачи, в то время как речь приглашенных гостей и зрителей спонтанна и менее организована.
В результате исследования нами были выявлены следующие различия и особенности. В целом дискурс гостей можно охарактеризовать как более спонтанный и непринужденный, так как их речь полностью неподготовлена. Экспрессивность в дискурсе гостей проявляется на всех уровнях, однако наиболее ярко в дискурсе гостей проявляется на фонологическом уровне за счет интонации и восклицаний: Well, that is because you produce it and you wrote it!
На уровне лексики речь обнаруживает большую концентрацию оценочных слов для наглядности и фразеологизмов: I was so nervous and freaked out and couldn’t talking. На уровне синтаксиса в речи гостей чаще всего встречаются повторы и сравнительные конструкции: She’s really really tough girl, really beats people up.
На уровне лексики речь обнаруживает большую концентрацию оценочных слов для наглядности и фразеологизмов: I was so nervous and freaked out and couldn’t talking. На уровне синтаксиса в речи гостей чаще всего встречаются повторы и сравнительные конструкции: She’s really really tough girl, really beats people up.
Что касается дискурса ведущего, он менее спонтанный и частично подготовлен, поэтому экспрессивность проявляется ярко на всех трех уровнях: Are you okay, how do you feel, how did they patch you up? Так, в данном примере мы наблюдаем интонационные изменения, эмфазу, использование фразового глагола, повтор местоимения «you» и своего рода риторический вопрос. Кроме того, активное и правильное использование фатических коммуникативов помогает ведущему в создании успешного и эффективного диалога или полилога с аудиторией и гостями.
Стоит подчеркнуть, что все компоненты образной экспрессивности разных языковых уровней взаимодействуют и пересекаются, вовлекая ведущего, гостей, зрителей и аудиторию в дискуссию.
Литература:
Кузнецов Г. В. Ток-шоу: неизвестный жанр? // Журналист. 1998. Вып. 11. С. 54—61.