Fols Amor и Fin Amor: два лика куртуазной любви
Анна Олеговна Чебоксаринова
Докладчик
магистрант 1 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
В XIX в. Гастон Парис «изобрел» термин «куртуазная любовь» / amour courtois. Однако этот термин, с помощью которого описывали отношения между Тристаном и Изольдой, Ланселотом и Гениеврой, все еще не многое объясняет и исследований этой чувственной любви, впервые воспетой трубадурами и труверами, в медиевистике довольно мало. На материале кансон трубадуров (Bernard de Ventadorn; Folquet de Marsiglia) и романов Кретьена де Труа в докладе будет отражено, как сами Средневековые авторы определяли эту чувственную любовь.
Тезисы
Ключевые слова: куртуазная любовь; fin amor; fols amor
Со второй половины XX в. в исследовании куртуазной любви (Rudiger Schnell, Alain Corbellari намечается отказ от этого термина, изобретенного Гастоном Парисом, который аргументирован следующим:
1) в средневековой литературе практически не встречается синтагма «сorteze Amors»;
2) если взглянуть на разнообразие Средневековых текстов, в которых воспевается чувственная любовь (кансоны, пастуреллы, романы античного цикла, бретонские романы и др.) высвечиваются самые разные характеристики куртуазной любви, в связи с чем становится невозможным договориться о терминах, которые определяли бы куртуазную любовь как особую и единую концепцию любви.
Несовместимость некоторых характеристик куртуазной любви, отмеченных исследователями на разном материале, очевидна. В связи с вышеперечисленным исследователи (Rudiger Schnell, Alain Corbellari) задаются вопросом, является ли в таком случае куртуазная любовь воплощением одной концепции, или же все это конструкт медиевистов?
На примере кансоны трубадура Folquet di Marsiglia (и др.) мы попробуем сформулировать особенности выражения чувственной любви (fin amors, fols amors, autre amors, bon amors и др.). Этот выбор объясняется тем, что, например, в кансоне Folquet di Marsiglia появляется словосочетание fin amors (изобретенное самими трубадурами, а не медиевистами в XX в.). В этой кансоне уже намечается противопоставление fin amors — некой d’autre amors (предположительно fols amors, которая не называется), при этом трубадур пишет, что и в этой любви не получит того, чего хочет. Fin amor является здесь идеализированной — той, что дает облегчение от мук любви. Эти муки любви вызваны желаниями (dezire и talent), от которых нет спасения. Однако наиболее интересным в этой кансоне кажется сохранение дистанции, выраженной в «любви издалека» (amour de terre lointaine) и меры (mesure). Mezura предположительно позволяет говорить о Fin Amor. В самих кансонах трубадуров часто содержатся совершенно разные «высказывания» о соотношении любви и разума. Так Маркабрю выступает за контроль любви с помощью разума, Бернар де Вентадор заявляет, что любовь не имеет ничего общего с разумом. Маркабрю критикует любовника, который позволяет своему сексуальному желанию увлечься слепой страстью, называя его сладострастным (foudatz, fols); с другой стороны, для Бернара foudatz и fols может быть добродетелью (vertu).
Таким образом, на примере кансоны трубадуров (Folquet de Marsiglia, Bernart de Ventadorn) и романов Кретьена де Труа мы попробуем сформулировать особенности выражения чувственной любви и разные контексты fin amors и fals amors.