Сравнительный анализ концептов «Культура» и «Искусство» в языковом сознании студентов-филологов
Ксения Алексеевна Еремеева
Докладчик
студент 2 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен выявлению специфики мировосприятия студентов-филологов через сравнительный
анализ концептов «Культура» и «Искусство». В ходе исследования был использован
метод свободного ассоциативного эксперимента; были сформированы и проанализированы
полевые структуры концептов на основе 400 и 420 реакций на стимулы «культура» и
«искусство» соответственно.
Тезисы
Ключевые слова: концепт; культура; искусство; языковое сознание; студенты-филологи
Цель исследования — выявление различий в репрезентациях концептов (дискретных ментальных образований, являющихся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающие относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющие собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущие комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету [Попова, Стернин, 2007: 24]) «Культура» и «Искусство» в языковом сознании студентов-филологов. Новизна исследования заключается в раскрытии особенностей мировосприятия людей, непосредственно связанных с изучаемыми явлениями. Материал исследования: 820 реакций 41 информанта, полученные в ходе свободных ассоциативных экспериментов на стимулы «культура» и «искусство». Были сформированы и сравнены полевые структуры концептов. Ядро концепта «Культура», включающее в себя такие тематические группы, как обобщенные понятия (творчество, искусство), элементы, относящиеся к категории времени (традиции, история), культурные артефакты (музей, театр) и виды искусства (архитектура, живопись), представлено подробнее, чем ядро концепта «Искусство», поскольку в последнем лишь две категории (обобщенные понятия (творчество, красота) и виды искусства (скульптура, живопись, музыка, театр)). Полагаем, что это объясняется конкретизацией и индивидуализацией второго концепта. Эксперимент показал, что на слово-стимул «искусство» у каждого информанта появляются свои ассоциации, крайне редко пересекающиеся с реакциями других информантов. Искусство входит в ядро концепта «Культура». Культура входит лишь в ближнюю периферию концепта «Искусство». Из этого делаем следующий вывод: искусство — это обязательная часть культуры, её наглядная основа, базовый кодирующий образ универсального предметного кода. А культура по отношению к искусству представляет собой часть абстрактного слоя, ассоциативный образ. При анализе дальней периферии концептов мы обнаружили, что искусство в языковом сознании студентов-филологов представляется как процесс, в котором можно проследить этапы: сначала то, с помощью чего может создаваться искусство (средства), а затем и результат. Например: кисти, краски, альбом, холст — рисунок, изображение, натюрморт, портрет, гравюра, художество, пейзаж; сцена, фортепиано — концерт, симфония, оркестр, аплодисменты. Общим для концептов является наличие представителей. В «Культуре» они связаны с элитарной сферой (Микеланджело, Бах, Дискобол, пилястры, парфенон и др.), а в «Искусстве» наравне с элитарными представителями встречаются: человек, я, мужчина, Калинкин. В то же время отличительной особенностью концепта «Искусство» является категория возвышенных представителей (творец, создатель). Это подтверждает идею отслеживаемого процесса, который включает в себя субъекта деятельности, «создателя» (об этом говорит и наличие художника в ближней периферии концепта), средства и объект деятельности, являющийся результатом искусства.
Литература:
Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007.
Цель исследования — выявление различий в репрезентациях концептов (дискретных ментальных образований, являющихся базовой единицей мыслительного кода человека, обладающие относительно упорядоченной внутренней структурой, представляющие собой результат познавательной (когнитивной) деятельности личности и общества и несущие комплексную, энциклопедическую информацию об отражаемом предмете или явлении, об интерпретации данной информации общественным сознанием и отношении общественного сознания к данному явлению или предмету [Попова, Стернин, 2007: 24]) «Культура» и «Искусство» в языковом сознании студентов-филологов. Новизна исследования заключается в раскрытии особенностей мировосприятия людей, непосредственно связанных с изучаемыми явлениями. Материал исследования: 820 реакций 41 информанта, полученные в ходе свободных ассоциативных экспериментов на стимулы «культура» и «искусство». Были сформированы и сравнены полевые структуры концептов. Ядро концепта «Культура», включающее в себя такие тематические группы, как обобщенные понятия (творчество, искусство), элементы, относящиеся к категории времени (традиции, история), культурные артефакты (музей, театр) и виды искусства (архитектура, живопись), представлено подробнее, чем ядро концепта «Искусство», поскольку в последнем лишь две категории (обобщенные понятия (творчество, красота) и виды искусства (скульптура, живопись, музыка, театр)). Полагаем, что это объясняется конкретизацией и индивидуализацией второго концепта. Эксперимент показал, что на слово-стимул «искусство» у каждого информанта появляются свои ассоциации, крайне редко пересекающиеся с реакциями других информантов. Искусство входит в ядро концепта «Культура». Культура входит лишь в ближнюю периферию концепта «Искусство». Из этого делаем следующий вывод: искусство — это обязательная часть культуры, её наглядная основа, базовый кодирующий образ универсального предметного кода. А культура по отношению к искусству представляет собой часть абстрактного слоя, ассоциативный образ. При анализе дальней периферии концептов мы обнаружили, что искусство в языковом сознании студентов-филологов представляется как процесс, в котором можно проследить этапы: сначала то, с помощью чего может создаваться искусство (средства), а затем и результат. Например: кисти, краски, альбом, холст — рисунок, изображение, натюрморт, портрет, гравюра, художество, пейзаж; сцена, фортепиано — концерт, симфония, оркестр, аплодисменты. Общим для концептов является наличие представителей. В «Культуре» они связаны с элитарной сферой (Микеланджело, Бах, Дискобол, пилястры, парфенон и др.), а в «Искусстве» наравне с элитарными представителями встречаются: человек, я, мужчина, Калинкин. В то же время отличительной особенностью концепта «Искусство» является категория возвышенных представителей (творец, создатель). Это подтверждает идею отслеживаемого процесса, который включает в себя субъекта деятельности, «создателя» (об этом говорит и наличие художника в ближней периферии концепта), средства и объект деятельности, являющийся результатом искусства.
Литература:
Попова З. Д., Стернин И. А. Семантико-когнитивный анализ языка. Воронеж, 2007.