Синестетическое восприятие как основа построения художественного образа в поэзии А. Рембо
Вера Владиславовна Кузнецова
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Данное исследование, проводившееся на материале поэзии А. Рембо,
посвящено проблематике формирования художественного образа, основанного на синестезии. В частности, анализируются представления о синестезии и полимодальности восприятия в контексте современного научного дискурса, уточняется понимание феномена синестезии и, с учетом этого уточнения, классифицируются выявленные образы. Основные принципы поэзии французского символизма сопоставляются с философией имени, что обнаруживает особый способ выражения полимодального образа — с помощью т. н. философского символа.
Тезисы
Ключевые слова: полимодальность
восприятия; синестезия; художественный образ; философия
имени; поэзия французского символизма
Данное исследование, проводившееся на материале поэзии А. Рембо, посвящено проблематике формирования художественного образа на основе синестезии. Поэзия Рембо была выбрана неслучайно: принцип «раскованной семантики» позволяет видеть в знаменательных частях речи символы и имена (в неоплатоническом смысле).
Выполнен анализ представлений о «псевдосинестезии» в американском научном дискурсе [Day, 2000], «творческой» синестезии голландского ученого Х. Хейрмана [Hayrman, 2005] и «синестэмии» отечественного ученого С. В. Воронина [Воронин, 2006], общее в которых — постулируемая биологическая необусловленность.
В ходе исследования стало ясно, что эти «виды» суть одно явление, которое может быть названо полимодальностью восприятия.
Сделан вывод: синестезия, будучи рецептивным, зачастую не осознаваемым феноменом, не может быть репрезентирована в знаковых системах, тогда как полимодальность восприятия предполагает «рефлексию» сенсорного опыта воспринимающим, она также фиксируется наблюдателем, а при «переходе» на стадию апперцепции формируется образ, который может быть закреплен в культуре при определенных условиях.
В контексте литературоведческого дискурса этот вывод интересен тем, что природа образа, основанного на синестезии, может быть распознана только при условии наличия в нем полимодальности. На этом основании были проанализированы стихотворения Рембо, написанные в 1869—1871 гг. Выявленные полимодальные образы были классифицированы по грамматическому принципу на следующие группы: 1) адъективные (напр., de noirs parfums); 2) cубстанциальные (à la claire voix d’or); 3) адвербиальные (l’étoile a pleuré rose); 4) глагольные (danser une danse sonore); 5) описательные конструкции (Je regardai, couleur de cire,/ Un petit rayon buissonnier). Сонет «Гласные» оказался «за пределами» данной классификации, т. к. он представляет собой логически выстроенную, цвето-буквенную «систему» миросозерцания, согласующуюся с личным мировоззрением автора, а не с фактом его синестезии.
Отдельное внимание было уделено сравнению основных положений теории «соответствий» Ш. Бодлера и способа построения полимодального образа Рембо: если для Бодлера понятие цвета связано с понятием ощущения, то Рембо «пропускает» промежуточное звено «соответствий», напрямую констатируя цвет как чувство, и тем самым акцентуализирует культурные коннотации. Сопоставление философии имени с принципами поэзии французского символизма позволило говорить об особом способе организации поэтической речи: знаменательные части речи в поэзии французского символизма уподобляются имени, а сам поэтический текст — «нагнетаемому» процессу наречения, цель которого — «истинное имя». Полимодальный сенсорный образ в данном контексте предстает как результат «смешения» имен разномодальных ощущений и может быть выражен наиболее «полно» лишь с помощью философского символа, приходящего на смену художественному образу в классическом его понимании и таящего в себе потенциальную бесконечность смыслов.
Литература:
Воронин С. В. Основы фоносемантики. М., 2006.
Данное исследование, проводившееся на материале поэзии А. Рембо, посвящено проблематике формирования художественного образа на основе синестезии. Поэзия Рембо была выбрана неслучайно: принцип «раскованной семантики» позволяет видеть в знаменательных частях речи символы и имена (в неоплатоническом смысле).
Выполнен анализ представлений о «псевдосинестезии» в американском научном дискурсе [Day, 2000], «творческой» синестезии голландского ученого Х. Хейрмана [Hayrman, 2005] и «синестэмии» отечественного ученого С. В. Воронина [Воронин, 2006], общее в которых — постулируемая биологическая необусловленность.
В ходе исследования стало ясно, что эти «виды» суть одно явление, которое может быть названо полимодальностью восприятия.
Сделан вывод: синестезия, будучи рецептивным, зачастую не осознаваемым феноменом, не может быть репрезентирована в знаковых системах, тогда как полимодальность восприятия предполагает «рефлексию» сенсорного опыта воспринимающим, она также фиксируется наблюдателем, а при «переходе» на стадию апперцепции формируется образ, который может быть закреплен в культуре при определенных условиях.
В контексте литературоведческого дискурса этот вывод интересен тем, что природа образа, основанного на синестезии, может быть распознана только при условии наличия в нем полимодальности. На этом основании были проанализированы стихотворения Рембо, написанные в 1869—1871 гг. Выявленные полимодальные образы были классифицированы по грамматическому принципу на следующие группы: 1) адъективные (напр., de noirs parfums); 2) cубстанциальные (à la claire voix d’or); 3) адвербиальные (l’étoile a pleuré rose); 4) глагольные (danser une danse sonore); 5) описательные конструкции (Je regardai, couleur de cire,/ Un petit rayon buissonnier). Сонет «Гласные» оказался «за пределами» данной классификации, т. к. он представляет собой логически выстроенную, цвето-буквенную «систему» миросозерцания, согласующуюся с личным мировоззрением автора, а не с фактом его синестезии.
Отдельное внимание было уделено сравнению основных положений теории «соответствий» Ш. Бодлера и способа построения полимодального образа Рембо: если для Бодлера понятие цвета связано с понятием ощущения, то Рембо «пропускает» промежуточное звено «соответствий», напрямую констатируя цвет как чувство, и тем самым акцентуализирует культурные коннотации. Сопоставление философии имени с принципами поэзии французского символизма позволило говорить об особом способе организации поэтической речи: знаменательные части речи в поэзии французского символизма уподобляются имени, а сам поэтический текст — «нагнетаемому» процессу наречения, цель которого — «истинное имя». Полимодальный сенсорный образ в данном контексте предстает как результат «смешения» имен разномодальных ощущений и может быть выражен наиболее «полно» лишь с помощью философского символа, приходящего на смену художественному образу в классическом его понимании и таящего в себе потенциальную бесконечность смыслов.
Литература:
Воронин С. В. Основы фоносемантики. М., 2006.
Day S. A comparison of true-synsynesthete and pseudo-synesthese composers // Прометей-2000:
Материалы Международной научной конференции, 2000. С. 77—80.
Hayrman
H. Art and Synesthesia: in search of synestetic experience // First
International Conference of Art and Synesthesia, 25—28 July, 2005.