«А у них там жизнь хорошая»: нарративы о сновидениях про покойных
Анна Александровна Чепурнова
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе анализируются нарративы о сновидениях про
покойных. Внимание уделяется специфике наррации о сновидческой коммуникации с умершим. В частности, рассматривается категории
событийности на материалах рассказов одного рассказчика, который является ритуальным специалистом («мытницей»).
Анализ сообщений о сновидении помогает увидеть отношение мытницы к смерти и
посмертию и проследить стратегию выстраивания профессиональной идентичности и социального статуса.
Тезисы
Ключевые слова: ритуальный специалист; похоронный обряд; нарративы о сновидениях; сновидческая коммуникация
В фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ 2022 г. я работала в деревне Сояна Мезенского района Архангельской области. От одной из моих информанток 1953 г. рождения, с которой мы провели четыре интервью, было записано несколько мифологических рассказов, часть из них — сны о покойниках. Именно рассказы о снах, записанные от Н. А. в 2022 г. в интервью с разными участниками (собирателями и местными жителями), стали материалом настоящей работы. Исследователи отмечают, что для нарративов о сновидениях характерна связь последних с жизненными ситуациями. Описывая специфику нарративизации снов, И. С. Веселова и А. Д. Степанов отмечают, что рассказы о сновидениях становятся способом выражения переживаний жизненных (критических) событий [Веселова, Степанов, 2019; Мороз, Петров, 2020]. Часто рассказчики интерпретируют сны, отталкиваясь от личного ритуального опыта, предпосылкой «визита» умершего во сне становится нарушением ритуальных конвенций (неправильные / небрежные похороны или поминки).
В докладе представлен анализ несколько мифологических рассказов, записанных от информантки. Мы учитываем коммуникативные цели нарратора, тех, кому адресованы сообщения о сновидении, биографический и ритуальный контекст, социальный статус рассказчицы, которая обмывала покойных и является местным ритуальным специалистом. Мы предполагаем, что через рассказы о снах, Н. А. выстраивает свою профессиональную идентичность ритуального специалиста, выражает собственные представления о смерти и посмертии.
Литература:
Веселова И. С., Степанов А. Д. Опыт по ролям: перципиент, конфидент и другие (коммуникативные основы композиции мифологических нарративов Русского Севера) // Вестник РГГУ. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. №4. С. 10—24.
2. «С четверга на пятницу…» Рассказы о сновидениях в фольклоре Русского севера / Сост. А. Б. Мороз, Н. В. Петров, А. Л. Захарова, В. А. Комарова, Н. А. Савина. М., 2020.
В фольклорно-антропологической экспедиции СПбГУ 2022 г. я работала в деревне Сояна Мезенского района Архангельской области. От одной из моих информанток 1953 г. рождения, с которой мы провели четыре интервью, было записано несколько мифологических рассказов, часть из них — сны о покойниках. Именно рассказы о снах, записанные от Н. А. в 2022 г. в интервью с разными участниками (собирателями и местными жителями), стали материалом настоящей работы. Исследователи отмечают, что для нарративов о сновидениях характерна связь последних с жизненными ситуациями. Описывая специфику нарративизации снов, И. С. Веселова и А. Д. Степанов отмечают, что рассказы о сновидениях становятся способом выражения переживаний жизненных (критических) событий [Веселова, Степанов, 2019; Мороз, Петров, 2020]. Часто рассказчики интерпретируют сны, отталкиваясь от личного ритуального опыта, предпосылкой «визита» умершего во сне становится нарушением ритуальных конвенций (неправильные / небрежные похороны или поминки).
В докладе представлен анализ несколько мифологических рассказов, записанных от информантки. Мы учитываем коммуникативные цели нарратора, тех, кому адресованы сообщения о сновидении, биографический и ритуальный контекст, социальный статус рассказчицы, которая обмывала покойных и является местным ритуальным специалистом. Мы предполагаем, что через рассказы о снах, Н. А. выстраивает свою профессиональную идентичность ритуального специалиста, выражает собственные представления о смерти и посмертии.
Литература:
Веселова И. С., Степанов А. Д. Опыт по ролям: перципиент, конфидент и другие (коммуникативные основы композиции мифологических нарративов Русского Севера) // Вестник РГГУ. Литературоведение. Языкознание. Культурология. 2019. №4. С. 10—24.
2. «С четверга на пятницу…» Рассказы о сновидениях в фольклоре Русского севера / Сост. А. Б. Мороз, Н. В. Петров, А. Л. Захарова, В. А. Комарова, Н. А. Савина. М., 2020.