Образ Греции в поэзии Дэвида Герберта Лоуренса
Дарья Михайловна Ларина
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В настоящем докладе выявляются характерные черты античных мотивов и образа современной Греции в поэзии Дэвида Герберта Лоуренса. Устанавливается, что для трактовки символов древнегреческой архаики, которую идеализирует поэт, требуется понимать особенности его системы метафизики. Современная Греция для Лоуренса значима лишь как наследница ушедшего идеала и кратко упоминается в «средиземноморских» и ранних военных стихотворениях.
Тезисы
Ключевые слова: Дэвид Герберт Лоуренс; модернизм; античность; Греция
Работа ставит целью определить место Греции в поэзии Дэвида Герберта Лоуренса. С одной стороны, выявляются характерные черты мифологических образов поэта, что актуально в контексте исследований роли античности в модернистской литературе. С другой стороны, особое значение для неоэллинистики представляет анализ в рамках данной работы образа современной Греции в поэзии Лоуренса.
Основным источником для анализа мифо-религиозного аспекта является сборник поэзии «Last Poems» (1932). Образы из сборника, связанные с Древней Грецией, можно тематически систематизировать и выявить характерную для каждой темы символику. Первая, наиболее общая тема, относится к архаике как таковой и связана у поэта с мотивом бессмертия древности («The Argonauts», «The Greeks Are Coming» и др.). «They Say the Sea is Loveless» причисляют к так называемой «поэзии маны» [Jones, 1989], в которой Лоуренс описывает абстрактную живую силу, движущую мирозданием. Последнее, вместе с «Middle of the World» и рядом других, также причисляют к «средиземноморским стихотворениям», но образ моря выходит за рамки средиземноморской серии стихов и становится в сборнике самым частым символом, отсылающим к Греции. Также Лоуренс обращается к мотиву смерти, например, в «Bavarian Gentians», где бытовые символы погребальных ритуалов встречаются с классическим мифом о Персефоне.
Использование Лоуренсом мифологических образов, с одной стороны, можно понимать, как эстетизациию классики в общей традиции обращения к античности. Но характерной чертой поэтики Лоуренса, выделяющей его среди других поэтов-модернистов, становится преобладание философского над эстетическим. Полагаясь на работы Джона Бёрнета и Гилберта Мюррэйя, Лоуренс выстраивает собственную метафизику, в основе которой — живая движущая сила бытия. Согласно одной точке зрения, такое мировоззрение поэта можно назвать «гилозоизмом» [Gutierezz, 1981]. Другая интерпретация предполагает, что для Лоуренса эта движущая сила — миф [Vickery, 1974], который в свою очередь существует в борьбе полового влечения и смерти, чем объясняется обращение Лоуренса к мифу в целом и к теме смерти в частности. Однако главная черта идеологии и поэтики Лоуренса, которая прослеживается почти во всех «античных» стихотворениях —это принцип превосходства архаики над современностью и стремление возродить ее в своем творчестве.
В связи с этим Лоуренс отводит место в своей поэзии Древнему Риму и Этрурии, но не придает большое значение образу современной Греции. В одном из ранних стихотворений, посвященных военной тематике, появляются Фессалоники, но лишь как географическая метка исторических действий первой мировой войны. «Средиземноморские» стихотворения в основном описывают ландшафт современной Италии, куда путешествовал поэт. И хотя в них нет прямого упоминания современной Греции, описывается образ реального моря, которое является для поэта символом памяти об античности в настоящем и символом Эллады как колыбели культуры, сохраняющей этот статус со сменой исторических эпох.
Литература:
Jones B. M. Shaping, intertextuality and summation in D. H. Lawrence's Last Poems: thesis for the Degree of Doctor. Nottingham, 1998.
Gutierezz D. The ancient imagination of D. H. Lawrence // Twentieth Century Literature.1981. Vol. 27, No 2. P. 178—196.
Vickery J. B. D. H. Lawrence’s poetry: myth and matter // D. H. Lawrence Review. 1974. Vol. 7, No 1.
Работа ставит целью определить место Греции в поэзии Дэвида Герберта Лоуренса. С одной стороны, выявляются характерные черты мифологических образов поэта, что актуально в контексте исследований роли античности в модернистской литературе. С другой стороны, особое значение для неоэллинистики представляет анализ в рамках данной работы образа современной Греции в поэзии Лоуренса.
Основным источником для анализа мифо-религиозного аспекта является сборник поэзии «Last Poems» (1932). Образы из сборника, связанные с Древней Грецией, можно тематически систематизировать и выявить характерную для каждой темы символику. Первая, наиболее общая тема, относится к архаике как таковой и связана у поэта с мотивом бессмертия древности («The Argonauts», «The Greeks Are Coming» и др.). «They Say the Sea is Loveless» причисляют к так называемой «поэзии маны» [Jones, 1989], в которой Лоуренс описывает абстрактную живую силу, движущую мирозданием. Последнее, вместе с «Middle of the World» и рядом других, также причисляют к «средиземноморским стихотворениям», но образ моря выходит за рамки средиземноморской серии стихов и становится в сборнике самым частым символом, отсылающим к Греции. Также Лоуренс обращается к мотиву смерти, например, в «Bavarian Gentians», где бытовые символы погребальных ритуалов встречаются с классическим мифом о Персефоне.
Использование Лоуренсом мифологических образов, с одной стороны, можно понимать, как эстетизациию классики в общей традиции обращения к античности. Но характерной чертой поэтики Лоуренса, выделяющей его среди других поэтов-модернистов, становится преобладание философского над эстетическим. Полагаясь на работы Джона Бёрнета и Гилберта Мюррэйя, Лоуренс выстраивает собственную метафизику, в основе которой — живая движущая сила бытия. Согласно одной точке зрения, такое мировоззрение поэта можно назвать «гилозоизмом» [Gutierezz, 1981]. Другая интерпретация предполагает, что для Лоуренса эта движущая сила — миф [Vickery, 1974], который в свою очередь существует в борьбе полового влечения и смерти, чем объясняется обращение Лоуренса к мифу в целом и к теме смерти в частности. Однако главная черта идеологии и поэтики Лоуренса, которая прослеживается почти во всех «античных» стихотворениях —это принцип превосходства архаики над современностью и стремление возродить ее в своем творчестве.
В связи с этим Лоуренс отводит место в своей поэзии Древнему Риму и Этрурии, но не придает большое значение образу современной Греции. В одном из ранних стихотворений, посвященных военной тематике, появляются Фессалоники, но лишь как географическая метка исторических действий первой мировой войны. «Средиземноморские» стихотворения в основном описывают ландшафт современной Италии, куда путешествовал поэт. И хотя в них нет прямого упоминания современной Греции, описывается образ реального моря, которое является для поэта символом памяти об античности в настоящем и символом Эллады как колыбели культуры, сохраняющей этот статус со сменой исторических эпох.
Литература:
Jones B. M. Shaping, intertextuality and summation in D. H. Lawrence's Last Poems: thesis for the Degree of Doctor. Nottingham, 1998.
Gutierezz D. The ancient imagination of D. H. Lawrence // Twentieth Century Literature.1981. Vol. 27, No 2. P. 178—196.
Vickery J. B. D. H. Lawrence’s poetry: myth and matter // D. H. Lawrence Review. 1974. Vol. 7, No 1.