«Маленькая комедия Данте»: интертекстуальность в сборнике Салвадора Эсприу «Mrs. Death»
Дарья Дмитриевна Выволокина
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
Ключевые слова, аннотация
Предметом исследования является сравнительно-сопоставительный анализ ключевых мотивов и композиционных приемов «Божественной комедии» Данте Алигьери и лирического сборника каталонского поэта XX века Сальвадора Эсприу под названием «Mrs. Death», созданного в 1952 г. и получившего название «Маленькой комедии Данте со своим Раем, Чистилищем и Адом». Как и «Божественная комедия», произведение «Mrs. Death» структурно организованно по тематической триаде, но каталонский поэт пишет свою картину Ада, Чистилища и Рая.
Тезисы
Ключевые слова: каталонская литература; Cалвадор Эсприу; Данте Алигьери
В 1952 г. выдающийся каталонский автор Салвадор Эсприу (1913—1985) создает поэтический сборник «Mrs. Death», главным литературным источником которого является «Божественная Комедия» Данте Алигьери. Целью настоящего исследования является сравнительно-сопоставительный анализ произведения Эсприу и «Божественной Комедии» Данте, оказавшей влияние не только на уровне художественных образов и мотивов, но и в композиционном построении. Произведение каталонского поэта состоит из 40 стихотворений, организующих тематическую триаду: 25 стихотворений относятся к Аду, 10 воплощают идею Чистилища и 5 посвящены Раю. Важно отметить, что Салвадор Эсприу выбирает немного другую числовую символику. Как известно, в произведении Данте сакральным значением обладают такие числа, как 3, 10 и кратные им. Cалвадор Эсприу уже на композиционном уровне делает особый акцент на числе 40, тем самым подключая библейский контекст: именно 40 дней Иисус Христос провел в пустыне, борясь с искушениями дьявола. Таким образом, тема поиска спасения души через религию проходит красной нитью сквозь весь сборник, который завершается стихотворением «В конце лабиринта».
Кратко охарактеризуем результаты, полученные при анализе Ада, Чистилища и Рая в сборнике «Mrs. Death». Ад в произведении Эсприу ассоциируется с негармоничными, режущими слух звуками. Напомним, что и в «Божественной комедии» до Данте и Вергилия доносится «вопль вечный», «вопль исступленья». С протяжного визга открывается стихотворение Эсприу под названием «Пока мы даем представление». В «Празднестве смерти» слышен «крик деревьев», стон, «вопль нагой». Говоря о поэтике Ада, следует также обратить внимание на удручающую монотонность, которая проявляется в однообразии действий, повторяющихся изо дня в день под стук «часов холодных». Подчеркнем, что XX век, как известно, находился под влиянием технического прорыва. Однако пристрастие к технике (вспомним, например, «Технический манифест футуризма» Т. Маринетти), главенство механического, даже механистического, воспринимается как явление инфернальное, с которым человек не может и не готов смириться, надеясь вернуть утраченную истину.
В Чистилище лирический герой начинает восхождение наверх, к спасительному свету (один из ключевых мотивов и в поэтике Данте), контрастирующему с ужасающими образами «серой безликости» Ада. Он стремится к Богу и слышит тайный голос, зовущий все выше и выше и призывающий «разгадывать загадку, что именую жизнью». Автор также использует цветопись, окрашивая Чистилище в «благородный цвет серебра седого» и вводит образы олив и огня, проводя тем самым антитезу с холодом, господствующем в Аду.
Рай, как и у Данте, пронизан божественным сиянием. Герою наконец-то удается пройти «сквозь вечер», он приближается к «свету родника» и отрекается от прежней бессмысленной, механистической жизни, желая посвятить себя всецело творчеству и духовному поиску. Соответственно изменился и топос: теперь это не пыльная и мрачная улица с грохочущими экипажами или тесная, неуютная квартира, а сад с райской рекой, которая дарит «мир и покой». Таким образом, Салвадор Эсприу берет за основу дантовский текст, но трансформируя некоторые образы и мотивы, создает новую картину Ада, Чистилища и Рая, помещая их в контекст XX в.
В 1952 г. выдающийся каталонский автор Салвадор Эсприу (1913—1985) создает поэтический сборник «Mrs. Death», главным литературным источником которого является «Божественная Комедия» Данте Алигьери. Целью настоящего исследования является сравнительно-сопоставительный анализ произведения Эсприу и «Божественной Комедии» Данте, оказавшей влияние не только на уровне художественных образов и мотивов, но и в композиционном построении. Произведение каталонского поэта состоит из 40 стихотворений, организующих тематическую триаду: 25 стихотворений относятся к Аду, 10 воплощают идею Чистилища и 5 посвящены Раю. Важно отметить, что Салвадор Эсприу выбирает немного другую числовую символику. Как известно, в произведении Данте сакральным значением обладают такие числа, как 3, 10 и кратные им. Cалвадор Эсприу уже на композиционном уровне делает особый акцент на числе 40, тем самым подключая библейский контекст: именно 40 дней Иисус Христос провел в пустыне, борясь с искушениями дьявола. Таким образом, тема поиска спасения души через религию проходит красной нитью сквозь весь сборник, который завершается стихотворением «В конце лабиринта».
Кратко охарактеризуем результаты, полученные при анализе Ада, Чистилища и Рая в сборнике «Mrs. Death». Ад в произведении Эсприу ассоциируется с негармоничными, режущими слух звуками. Напомним, что и в «Божественной комедии» до Данте и Вергилия доносится «вопль вечный», «вопль исступленья». С протяжного визга открывается стихотворение Эсприу под названием «Пока мы даем представление». В «Празднестве смерти» слышен «крик деревьев», стон, «вопль нагой». Говоря о поэтике Ада, следует также обратить внимание на удручающую монотонность, которая проявляется в однообразии действий, повторяющихся изо дня в день под стук «часов холодных». Подчеркнем, что XX век, как известно, находился под влиянием технического прорыва. Однако пристрастие к технике (вспомним, например, «Технический манифест футуризма» Т. Маринетти), главенство механического, даже механистического, воспринимается как явление инфернальное, с которым человек не может и не готов смириться, надеясь вернуть утраченную истину.
В Чистилище лирический герой начинает восхождение наверх, к спасительному свету (один из ключевых мотивов и в поэтике Данте), контрастирующему с ужасающими образами «серой безликости» Ада. Он стремится к Богу и слышит тайный голос, зовущий все выше и выше и призывающий «разгадывать загадку, что именую жизнью». Автор также использует цветопись, окрашивая Чистилище в «благородный цвет серебра седого» и вводит образы олив и огня, проводя тем самым антитезу с холодом, господствующем в Аду.
Рай, как и у Данте, пронизан божественным сиянием. Герою наконец-то удается пройти «сквозь вечер», он приближается к «свету родника» и отрекается от прежней бессмысленной, механистической жизни, желая посвятить себя всецело творчеству и духовному поиску. Соответственно изменился и топос: теперь это не пыльная и мрачная улица с грохочущими экипажами или тесная, неуютная квартира, а сад с райской рекой, которая дарит «мир и покой». Таким образом, Салвадор Эсприу берет за основу дантовский текст, но трансформируя некоторые образы и мотивы, создает новую картину Ада, Чистилища и Рая, помещая их в контекст XX в.
Литература:
Данте А. Божественная комедия. М., 1982.
Эсприу С. Избранное. М., 1987.
Данте А. Божественная комедия. М., 1982.
Эсприу С. Избранное. М., 1987.