Реализация концепции «Deus Otiosus» в эпических произведениях Ирландии и Скандинавии
Даниил Николаевич Елесин
Докладчик
студент 2 курса
Кубанский государственный университет
Кубанский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен анализу реализации концепции «Deus Otiosus» (Бога ускользающего) в
ирландском и скандинавском эпосе. На примере Артурианского цикла, «Битвы при
Маг Туиред», а также «Старшей Эдды» мы обнаруживаем единый мотив. Эти
произведения объединены общим предком рассматриваемого сюжета — индо-европейской мифологией. В статье рассматривается мотив ухода главы пантеона от дел и
восхождение на его престол персонажей-колдунов.
Тезисы
Ключевые слова: ирландский эпос; скандинавский эпос; бог ускользающий;
литература Средних веков
Доклад посвящен анализу концепции «ускользающего бога» на материале ирландских и скандинавских эпических произведений. При детальном рассмотрении эпических сказаний Ирландии обнаруживаются яркие параллели между персонажами эпоса и мифологическими фигурами. Король Артур воплощает собой классическое божество для Европы — Небесного Отца, а его учитель Мерлин реализует бога ночного неба, связанного с колдовством. В конце основного повествования Артур покидает людей, отправляясь в некие западные земли, тем самым реализуя концепцию «Deus Otiosus».
В свою очередь монументальный эпос «Битва при Маг Туиред» и вовсе доносит до нас древнейшие мифологические концепции, аналоги которых мы можем проследить и на скандинавской основе. Так, Нуаду лишается руки в ходе схватки, что не позволяет ему и дальше занимать позицию короля, а потому престол передается Бресу. Таким образом, мифологическое произведение также отсылает нас к мотиву ухода бога-творца по тем или иным причинам.
Очень схожий сюжет мы встречаем уже в «Старшей Эдде». В сюжете о заковывании волка Фенрира в цепи Тюр теряет свою руку, отдавая её в залог. Так как без правой руки никто не может занимать столь высокое положение, Тюр перестает быть правителем богов, отдавая престол Одину [Дюмезиль, 1986: 148].
Эти три сюжета объединены наследованием индо-европейской мифологии и их основным положениям. Тюр, Король Артур и Нуаду воплощают собой верховное божество индо-европейской мифологии — Небесного Отца, владыки богов, отца всех богов, бога сияющего неба, чей образ эволюционировал в греческого Зевса, римского Юпитера, ведического Дьяус-Питара и т. д. В свою очередь, Мерлин, Брес и Один, очевидно, занимают положение индо-европейского бога *Velnos: бога магии, инициаций и ночного неба, чей образ дошел до нас в виде славянского Велеса и индийского Варуны. Однако, что куда любопытнее, занимая одни позиции, эти персонажи реализуют единый мотив «ускользающего бога», согласно которому бог-творец удаляется от мира и не участвует в его делах, но его роль возлагается на плечи бога-колдуна.
Литература:
Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / пер. с фр. Т. В. Цивьян. М., 1986.
Доклад посвящен анализу концепции «ускользающего бога» на материале ирландских и скандинавских эпических произведений. При детальном рассмотрении эпических сказаний Ирландии обнаруживаются яркие параллели между персонажами эпоса и мифологическими фигурами. Король Артур воплощает собой классическое божество для Европы — Небесного Отца, а его учитель Мерлин реализует бога ночного неба, связанного с колдовством. В конце основного повествования Артур покидает людей, отправляясь в некие западные земли, тем самым реализуя концепцию «Deus Otiosus».
В свою очередь монументальный эпос «Битва при Маг Туиред» и вовсе доносит до нас древнейшие мифологические концепции, аналоги которых мы можем проследить и на скандинавской основе. Так, Нуаду лишается руки в ходе схватки, что не позволяет ему и дальше занимать позицию короля, а потому престол передается Бресу. Таким образом, мифологическое произведение также отсылает нас к мотиву ухода бога-творца по тем или иным причинам.
Очень схожий сюжет мы встречаем уже в «Старшей Эдде». В сюжете о заковывании волка Фенрира в цепи Тюр теряет свою руку, отдавая её в залог. Так как без правой руки никто не может занимать столь высокое положение, Тюр перестает быть правителем богов, отдавая престол Одину [Дюмезиль, 1986: 148].
Эти три сюжета объединены наследованием индо-европейской мифологии и их основным положениям. Тюр, Король Артур и Нуаду воплощают собой верховное божество индо-европейской мифологии — Небесного Отца, владыки богов, отца всех богов, бога сияющего неба, чей образ эволюционировал в греческого Зевса, римского Юпитера, ведического Дьяус-Питара и т. д. В свою очередь, Мерлин, Брес и Один, очевидно, занимают положение индо-европейского бога *Velnos: бога магии, инициаций и ночного неба, чей образ дошел до нас в виде славянского Велеса и индийского Варуны. Однако, что куда любопытнее, занимая одни позиции, эти персонажи реализуют единый мотив «ускользающего бога», согласно которому бог-творец удаляется от мира и не участвует в его делах, но его роль возлагается на плечи бога-колдуна.
Литература:
Дюмезиль Ж. Верховные боги индоевропейцев / пер. с фр. Т. В. Цивьян. М., 1986.