Звучащий мир в повести В. П. Астафьева «Последний поклон»
Анна Андреевна Кирсанова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе рассматриваются звуковые образы в повести В. П. Астафьева «Последний поклон». В фокусе внимания находится лексика, формирующая звуковой образ человека, живой и неживой природы, предметов быта, окружающих главного героя. Анализируются выразительные средства создания звукообразов текста, прослежены черты их индивидуально-авторской окрашенности. Кроме того, исследуется, как в звуковых мотивах в творчестве писателя отразились особенности его мировидения.
Тезисы
Ключевые слова: язык писателя; В. П. Астафьев; языковая картина мира; звукообраз
В современной науке исследованию лексики звуков посвящено большое количество работ. Изучение данной темы актуально в области когнитивной и антропологической лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии.
Материалом для данного доклада послужили рассказы из автобиографического цикла В. П. Астафьева «Последний поклон». Для писателя звук был достаточно редкой деталью в тексте. Иногда полноценное описание, напр., леса, могло быть реализовано вовсе без упоминания звука: герой воспринимал его только через зрение и обоняние. Тем интереснее узнать, в каких случаях писатель все же обращается к образу звука и по какой причине.
В повести Астафьева главный герой — ребенок, практически все звуки передаются читателю через его восприятие. Он живет в деревне возле большой реки. Основными тематическими группами для описания звука можно назвать пространство дома, деревню, реки и ручьи, лес и природу, человека.
В ходе исследования было установлено, что основу лексики со значением звучания в повести составляют глаголы, менее представленными оказываются имена существительные и прилагательные, а слова категории состояния используются преимущественно для создания образа тишины. Наибольшей частотой употребления обладают глаголы скрипеть, шуметь, кричать, петь (и их производные), представляющие в тексте повести ядро лексики со значением звучания. Данные глаголы вступают в устойчивую синтагматическую связь с ограниченным кругом существительных и повторяются в разных частях текста. Так, глагол скрипеть регулярно образует сочетания со словами кровать, ворота, а глаголом шуметь чаще всего описывается звук воды и разговор людей.
Круг лексики, обозначающей звуки в доме, довольно ограничен. Это прежде всего глаголы скрипеть, шуметь, загреметь, зазвенеть, стукать (стучать). Характер звуков, названных перечисленными глаголами, имеет сходство: глаголы обозначают резкие, сильные, громкие звуки. Большого звукового разнообразия в них нет: для мальчика Вити эти звуки привычны, не сильно выделяются в повседневной жизни. Тем более значительными кажутся эпизоды, описывающие выбивающиеся из рутины события: бабушка печет блины, открывает сундук, чтобы угостить внука леденцами, устраивает шумный праздник для всей семьи — во всех этих отрывках используется лексика с музыкальной семантикой, ярко выделяющаяся на фоне привычной для героя звуковой картины деревенской жизни.
В современной науке исследованию лексики звуков посвящено большое количество работ. Изучение данной темы актуально в области когнитивной и антропологической лингвистики, психолингвистики, лингвокультурологии.
Материалом для данного доклада послужили рассказы из автобиографического цикла В. П. Астафьева «Последний поклон». Для писателя звук был достаточно редкой деталью в тексте. Иногда полноценное описание, напр., леса, могло быть реализовано вовсе без упоминания звука: герой воспринимал его только через зрение и обоняние. Тем интереснее узнать, в каких случаях писатель все же обращается к образу звука и по какой причине.
В повести Астафьева главный герой — ребенок, практически все звуки передаются читателю через его восприятие. Он живет в деревне возле большой реки. Основными тематическими группами для описания звука можно назвать пространство дома, деревню, реки и ручьи, лес и природу, человека.
В ходе исследования было установлено, что основу лексики со значением звучания в повести составляют глаголы, менее представленными оказываются имена существительные и прилагательные, а слова категории состояния используются преимущественно для создания образа тишины. Наибольшей частотой употребления обладают глаголы скрипеть, шуметь, кричать, петь (и их производные), представляющие в тексте повести ядро лексики со значением звучания. Данные глаголы вступают в устойчивую синтагматическую связь с ограниченным кругом существительных и повторяются в разных частях текста. Так, глагол скрипеть регулярно образует сочетания со словами кровать, ворота, а глаголом шуметь чаще всего описывается звук воды и разговор людей.
Круг лексики, обозначающей звуки в доме, довольно ограничен. Это прежде всего глаголы скрипеть, шуметь, загреметь, зазвенеть, стукать (стучать). Характер звуков, названных перечисленными глаголами, имеет сходство: глаголы обозначают резкие, сильные, громкие звуки. Большого звукового разнообразия в них нет: для мальчика Вити эти звуки привычны, не сильно выделяются в повседневной жизни. Тем более значительными кажутся эпизоды, описывающие выбивающиеся из рутины события: бабушка печет блины, открывает сундук, чтобы угостить внука леденцами, устраивает шумный праздник для всей семьи — во всех этих отрывках используется лексика с музыкальной семантикой, ярко выделяющаяся на фоне привычной для героя звуковой картины деревенской жизни.