Рассказ М. Кузмина «Дама в желтом тюрбане» и рецепция творчества В. Л. Боровиковского в начале XX в.
Дарья Михайловна Веревкина
Докладчик
магистрант 2 курса
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Европейский университет в Санкт-Петербурге
Ключевые слова, аннотация
Доклад посвящен
анализу рассказа М. Кузмина «Дама в желтом тюрбане». Миниатюра В. Л. Боровиковского,
являющаяся смысловым центром рассказа,
рассматривается в культурном контексте
эпохи и в контексте сборника рассказов
«Бабушкина шкатулка».
Тезисы
Ключевые слова: М. Кузмин; В. Л. Боровиковский; А. Бенуа; экфрасис; культурный контекст
Рассказ М. Кузмина «Дама в желтом тюрбане», опубликованный в сборнике «Бабушкина шкатулка» в 1918 г., содержит экфрасис вымышленной миниатюры В. Л. Боровиковского. По сюжету Вятские — мать Прасковья Ивановна и дочь Лизанька — из бедности вынуждены продавать старинную мебель, в которой находят дорогую миниатюру работы Боровиковского, изображающую даму в тюрбане. Портрет сначала попадает на витрину магазина, а затем возвращается в дом Вятских и приводит в их дом чудаковатого незнакомца Имбирева, влюбившегося в женщину на миниатюре. Лизанька решает обыграть свое сходство с портретом и очаровывает Имбирева. Таким образом, миниатюра становится смысловым центром рассказа. Портрет работы Боровиковского функционирует как знак роскоши, а на сюжетном уровне дает повод для развития любовной линии.
При этом появление в рассказе имени Боровиковского, почти забытого в XIX в., само по себе кажется примечательным. Прояснить эту деталь могут обстоятельства, при которых создавался рассказ.
Начало XX в. отмечено всплеском интереса к отечественной живописи XVIII в. Во многом этот интерес был спровоцирован устроенной С. П. Дягилевым в 1905 г. выставкой русских портретов, которую посетил и Кузмин. Кроме того, обращение к живописи XVIII в. можно объяснить влиянием объединения «Мир искусства» (и конкретно А. Н. Бенуа) на творчество Кузмина. Бенуа, реализуя программу мирискусников, в своей публицистике пытается возродить интерес к прошлому русского искусства. В частности, в «Истории русской живописи в XIX веке», он дает характеристику творчеству Боровиковского. Работы портретиста получают у Бенуа смешанную оценку: с одной стороны, подчеркивается их однообразность, с другой — притягательность, сентиментальность.
Итак, стиль Боровиковского, за которым благодаря Бенуа закрепляется слава психологически неглубокого, но обаятельного художника, в рассказе Кузмина становится воплощением сентиментально и в то же время иронично осмысленного прошлого.
Устойчивые ассоциации, которыми обрастает творчество Боровиковского в начале XX в., дополнительно подчеркиваются за счет соотнесенности рассказа «Дама в желтом тюрбане» с другим рассказом из сборника «Бабушкина шкатулка» — «Портрет с последствиями». Точкой пересечения этих текстов становится использование экфрасисов вымышленных портретов, которые в рамках сборника задают мотивное противопоставление прошлого и настоящего. Антитеза портретов в двух рассказах дополнительно подсвечивает закрепленный за миниатюрой Боровиковского образ гармоничного и безмятежного прошлого.
Рассказ М. Кузмина «Дама в желтом тюрбане», опубликованный в сборнике «Бабушкина шкатулка» в 1918 г., содержит экфрасис вымышленной миниатюры В. Л. Боровиковского. По сюжету Вятские — мать Прасковья Ивановна и дочь Лизанька — из бедности вынуждены продавать старинную мебель, в которой находят дорогую миниатюру работы Боровиковского, изображающую даму в тюрбане. Портрет сначала попадает на витрину магазина, а затем возвращается в дом Вятских и приводит в их дом чудаковатого незнакомца Имбирева, влюбившегося в женщину на миниатюре. Лизанька решает обыграть свое сходство с портретом и очаровывает Имбирева. Таким образом, миниатюра становится смысловым центром рассказа. Портрет работы Боровиковского функционирует как знак роскоши, а на сюжетном уровне дает повод для развития любовной линии.
При этом появление в рассказе имени Боровиковского, почти забытого в XIX в., само по себе кажется примечательным. Прояснить эту деталь могут обстоятельства, при которых создавался рассказ.
Начало XX в. отмечено всплеском интереса к отечественной живописи XVIII в. Во многом этот интерес был спровоцирован устроенной С. П. Дягилевым в 1905 г. выставкой русских портретов, которую посетил и Кузмин. Кроме того, обращение к живописи XVIII в. можно объяснить влиянием объединения «Мир искусства» (и конкретно А. Н. Бенуа) на творчество Кузмина. Бенуа, реализуя программу мирискусников, в своей публицистике пытается возродить интерес к прошлому русского искусства. В частности, в «Истории русской живописи в XIX веке», он дает характеристику творчеству Боровиковского. Работы портретиста получают у Бенуа смешанную оценку: с одной стороны, подчеркивается их однообразность, с другой — притягательность, сентиментальность.
Итак, стиль Боровиковского, за которым благодаря Бенуа закрепляется слава психологически неглубокого, но обаятельного художника, в рассказе Кузмина становится воплощением сентиментально и в то же время иронично осмысленного прошлого.
Устойчивые ассоциации, которыми обрастает творчество Боровиковского в начале XX в., дополнительно подчеркиваются за счет соотнесенности рассказа «Дама в желтом тюрбане» с другим рассказом из сборника «Бабушкина шкатулка» — «Портрет с последствиями». Точкой пересечения этих текстов становится использование экфрасисов вымышленных портретов, которые в рамках сборника задают мотивное противопоставление прошлого и настоящего. Антитеза портретов в двух рассказах дополнительно подсвечивает закрепленный за миниатюрой Боровиковского образ гармоничного и безмятежного прошлого.