XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Образ Пана в творчестве Д. Г. Лоуренса

Дарья Андреевна Манько
Докладчик
студент 4 курса
Кубанский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён исследованию воплощения образа Пана в творчестве Д. Г. Лоуренса. Мифологические характеристики греческого божества рассматриваются в контексте лоуренсовской «философии крови», противостоящей умирающей мужественности современному писателю мира. Также в докладе высказывается гипотеза о влиянии на Лоуренса романа К. Гамсуна «Пан». 

Тезисы

Ключевые слова: Лоуренс; Гамсун; Пан; маскулинность

Произведения Д. Г. Лоуренса отличаются особой критикой развития общества. Как женские, так и мужские образы в его текстах теряют свою гендерную идентичность. Причинами может служить стремительная индустриализация, следствием которой можно считать враждебность людей по отношению друг к другу, их тяга к разрушению, к завоеванию (этому посвящена отдельная часть повести «Сент-Мор» и сюжетная задумка «Любовника леди Чаттерлей») и потеря людьми их первозданной чувственности, разрушение связи с природным началом. Именно поэтому Лоуренс обращается к образу Пана и стремится соотнести его с мужскими образами в своих текстах. Истоком увлечения Лоуренса антропоморфным богом можно назвать произведение К. Гамсуна «Пан», что подтверждается в работе Ф. Ричардс «Бог-козел в Англии: музыкальный контекст увлечения Лоуренса Паном» [Richards, 2015]: писатель был знаком с данным романом.
В работе И. Такео «Языческие боги Лоуренса и христианство» отмечается, что в текстах писателя можно выделить два вида богов: «европейского и неевропейского происхождения» [Takeo, 1991: 179]. С Паном у Лоуренса возникает особая связь, потому как ассоциирует его с духом Англии. Действительно, именно этот бог апеллирует к его сознанию крови намного сильнее, чем другие монументальные фигуры древнегреческой мифологии 
— Аполлон и Дионис. Обращение к Пану неслучайно: он может сделать людей интуитивно жизнерадостными, раскрыть связь их души с материальным космосом. Христианство воспринимается писателем как религия, которую необходимо модернизировать, ведь она агрессивно сдерживает внутреннюю природную силу. А возрождение связи мужчин с образом Пана может сыграть положительную роль в развитии человечества, стать «метаморфозой» духа.
Пан, по Лоуренсу, давно утратил силу, которую ему приписывали раньше («Пан в Америке» [Lawrence, 1926]). Человеку необходимо предпочесть автомобилю природную пустошь и внутреннюю свободу. Именно поэтому Пан в текстах Лоуренса становится своего рода символом освобождения от гнета цивилизации, упоминания о нем и аллюзии на него мы встречаем во многих текстах как раннего, так и позднего периода творчества писателя: «Сент-Мор», «Дева и цыган», «Дочь Лошадника», «Любовник леди Чаттерлей» и др. Обширное рассмотрение влияния греческой мифологии на творчество Д. Г. Лоуренса можно найти в работе П. Э. Бриджмен «Дионис, Пан и Гермес: греческий миф и метафизика в работе Д. Г. Лоуренса» [Bridgeman, 1991].
Таким образом, фигура Пана для американского писателя обладает особой силой, так как является символом борьбы человека с механизацией собственной сущности. Сравнение мужских образов с антропоморфным божеством носит в понимании Лоуренса целительный характер, является своего рода возвращением к истокам человеческого сознания.

Литература:
Bridgeman P. A. Dionysus, Pan and Hermes: Greek Myth and Metaphysics in the Work of D.H. Lawrence. The Open University, 1991.
Lawrence D. H. Pan in America // Southwest Review. 1926. Vol. 11. P. 102—115.
Richards F. The Goat-God in England: A musical context for Lawrence’s fascination with Pan // The D. H. Lawrence Review. 2015. Vol. 40. P. 90—106.
Takeo I. Lawrence’s pagan gods and Christianity // The D. H. Lawrence Review. 1991. Vol. 23. P. 179—190.