От сочинения к подчинению: анализ синтаксической структуры монологов-рассказов говорящих с разным психотипом
Екатерина Дмитриевна Костина
Докладчик
студент 4 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Доклад построен на сравнении
синтаксических связей в монологах-рассказах 12 информантов (шести типичных
экстравертов и шести глубоких интровертов) на тему «Как Вы проводите свободное
время?» Исследование выполнено на материале корпуса русской монологической речи
«Сбалансированная аннотированная текстотека» (САТ), созданного в СПбГУ. Представлены результаты анализа синтаксических особенностей спонтанных
монологов-рассказов в корреляции с психотипом говорящего (на основе
«предложений», выделенных в ходе эксперимента по пунктированию, и
синтаксических связей в «предложениях»).
Тезисы
Ключевые слова: психотип; коллоквиалистика; подчинительная связь; спонтанный
монолог-рассказ
Экстраверсия и интроверсия — основные характеристики психотипа человека. Они являются вариантами приспособления личности к окружающему миру и во многом определяют речевое поведение человека. В докладе анализируется 12 устных спонтанных монологов-рассказов, произнесенными шестью типичными экстравертами и шестью глубокими интровертами, на тему «Как Вы проводите свободное время?». Все монологи взяты из корпуса русской монологической речи, созданного в СПбГУ и известного как «Сбалансированная аннотированная текстотека» (блок речи студентов). В ходе анализа была рассмотрена синтаксическая структура монологов-рассказов и определено количественное соотношение разных типов синтаксических связей в них.
Был проведен эксперимент по пунктированию, в ходе которого расшифрованные монологи предлагались группе из 23 экспертов-филологов (студентов и преподавателей) для членения их на «предложения». В качестве обозначения границы высказывания предлагалось использовать точку. Результаты эксперимента были статистически обработаны, и за границу высказывания принималось такое место в тексте, где точку поставили не менее чем 60% экспертов (14 человек); см. об этом подробнее: [Богданова, 1993; Звуковой корпус, 2013: 26, 34].
Анализ материала показал, что средний объем в словах текстов устных монологов у информантов-экстравертов в три раза больше, чем у интровертов (572 и 179,16). Кроме того, в монологах экстравертов было выделено в среднем почти в два раза больше «предложений» — 23,3 (11,8 у интровертов), хотя средняя длина «предложений» в словах у тех и других различается незначительно (21,97 и 18,01).
При сопоставлении монологов информантов с разным психотипом выяснилось, что в речи интровертов значительно преобладают подчинительные связи (51,2%) и сложная, аналитическая структура построения высказывания, в то время как в монологах экстравертов простые «предложения», а также сочинительные и подчинительные связи продуцируются примерно в одинаковом соотношении (24,5, 27,7 и 35,8% соответственно).
Таким образом, экстравертам требуется почти в три раза больше слов для выражения мыслей в спонтанном монологе-рассказе, чем интровертам, при этом наиболее распространенным типом связи в речи интровертов является подчинение, в речи экстравертов преобладания какого-либо типа связи не обнаружено.
Литература:
Богданова Н. В. О синтаксических коррелятах дифференциации уровней речевой культуры. Межвуз. сб. науч. трудов // Живое слово в русской речи Прикамья. Пермь, 1993. С. 92—100.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Ч. 1. Чтение. Пересказ. Описание / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. СПб., 2013.
Экстраверсия и интроверсия — основные характеристики психотипа человека. Они являются вариантами приспособления личности к окружающему миру и во многом определяют речевое поведение человека. В докладе анализируется 12 устных спонтанных монологов-рассказов, произнесенными шестью типичными экстравертами и шестью глубокими интровертами, на тему «Как Вы проводите свободное время?». Все монологи взяты из корпуса русской монологической речи, созданного в СПбГУ и известного как «Сбалансированная аннотированная текстотека» (блок речи студентов). В ходе анализа была рассмотрена синтаксическая структура монологов-рассказов и определено количественное соотношение разных типов синтаксических связей в них.
Был проведен эксперимент по пунктированию, в ходе которого расшифрованные монологи предлагались группе из 23 экспертов-филологов (студентов и преподавателей) для членения их на «предложения». В качестве обозначения границы высказывания предлагалось использовать точку. Результаты эксперимента были статистически обработаны, и за границу высказывания принималось такое место в тексте, где точку поставили не менее чем 60% экспертов (14 человек); см. об этом подробнее: [Богданова, 1993; Звуковой корпус, 2013: 26, 34].
Анализ материала показал, что средний объем в словах текстов устных монологов у информантов-экстравертов в три раза больше, чем у интровертов (572 и 179,16). Кроме того, в монологах экстравертов было выделено в среднем почти в два раза больше «предложений» — 23,3 (11,8 у интровертов), хотя средняя длина «предложений» в словах у тех и других различается незначительно (21,97 и 18,01).
При сопоставлении монологов информантов с разным психотипом выяснилось, что в речи интровертов значительно преобладают подчинительные связи (51,2%) и сложная, аналитическая структура построения высказывания, в то время как в монологах экстравертов простые «предложения», а также сочинительные и подчинительные связи продуцируются примерно в одинаковом соотношении (24,5, 27,7 и 35,8% соответственно).
Таким образом, экстравертам требуется почти в три раза больше слов для выражения мыслей в спонтанном монологе-рассказе, чем интровертам, при этом наиболее распространенным типом связи в речи интровертов является подчинение, в речи экстравертов преобладания какого-либо типа связи не обнаружено.
Литература:
Богданова Н. В. О синтаксических коррелятах дифференциации уровней речевой культуры. Межвуз. сб. науч. трудов // Живое слово в русской речи Прикамья. Пермь, 1993. С. 92—100.
Звуковой корпус как материал для анализа русской речи. Коллективная монография. Ч. 1. Чтение. Пересказ. Описание / Отв. ред. Н. В. Богданова-Бегларян. СПб., 2013.