XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Семья и брак в романе И. А. Ефремова «Туманность Андромеды»

Ксения Витальевна Тюнина
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Исследование посвящено анализу некоторых феминистских идей в творчестве советского писателя-фантаста И. А. Ефремова. Предметом исследования является концепция отношений между полами в аспекте социальной организации (брак, семья) в романе Ефремова «Туманность Андромеды». В результате исследования устанавливается типологическая связь идей писателя с советской версией феминизма периода 1917—1920-х гг.

Тезисы

В докладе предпринята попытка описать концепцию отношений между полами в аспекте социальной организации (брак, семья) в романе советского писателя-фантаста И. А. Ефремова «Туманность Андромеды». Данный роман — это утопическое научно-фантастическое произведение о далеком коммунистическом будущем, в нем писатель излагает свое представление об устройстве идеального общества, его социальной структуре и взаимоотношениях между людьми будущего.
Многие исследователи указывали на наличие феминистических идей в творчестве Ефремова (А. Бритиков, Л. Геллер, М. Галина, В. Комиссаров). Семья и брак нового типа — это лишь один из аспектов феминистской концепции писателя. Научная новизна определяется отсутствием отдельных работ, посвященных «женской теме» в интерпретации Ефремова. Исследование проводилось с опорой на труды, посвященные теории семьи и советскому феминизму (С. Айвазова, М. Бакли, Р. Стайтс и др.).
Основная форма брака и семьи в утопическом мире будущего «Туманности Андромеды» — последовательная нерегламентированная моногамия эгалитарного типа, предполагающая отношения между мужчиной и женщиной. В рамках данной формы семьи и брака, основанной на демократических отношениях и равенстве, состоящие в отношениях люди не имеют альтернативных партнеров, но в дальнейшем могут вступать в другие романтические отношения — после завершения предыдущих.
Показательна здесь история Веды Конг и Эрга Ноора. Они были вместе до тех пор, пока Эрг Ноор не улетел в экспедицию, в которой он познакомился ближе с Низой Крит, а Веда Конг в его отсутствие сблизилась с Даром Ветром. Однако при этом они не вступают в другие отношения. Веда Конг преданно ждет возвращения Эрга Ноора после экспедиции. Лишь при встрече они признают, что их пути разошлись, и только тогда начинают новые отношения. При этом отношения законодательно не регулируются: в мире будущего упразднен институт семьи и брака, взаимоотношениями героев управляет свободная любовь. Кроме того, семейная ячейка сужается до союза двух людей, т. к. дети с раннего возраста находятся в школах и получают общественное воспитание.
В результате исследования выявлена типологическая связь идей писателя с советской версией феминизма периода 1917—1920-х гг. Идеи нового эгалитарного (партнерского) типа семьи, свободной любви и общественного воспитания детей продвигались теоретиками советского феминизма в указанный период (прежде всего, Н. Крупской и А. Коллонтай). В рамках партийно-государственной политики был отменен церковный брак и введен гражданский (т. е. регламентация оставалась), однако при этом советская власть значительно упростила процедуру развода, а зарегистрированный и незарегистрированный брак рассматривались как равнозначные.
Таким образом, идеи семьи и брака в творчестве Ефремова и советском феминизме типологически сходятся и имеют одну тенденциональную направленность — предоставление женщинам равноправия в семейной жизни.