Жизнеописание и сентенции философа Секунда Безмолвного
Валерия Игоревна Петрова
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
В докладе автор
сравнивает лексику двух частей «Жизнеописания философа Секунда Безмолвного»,
предлагает пересмотреть композицию сочинения, по-новому определяя границу между
первой и второй частью, делает locorum similium apparatus ко второй части и определяет ее
источники.
Тезисы
Ключевые слова: Секунд Безмолвный; жизнеописание Секунда Безмолвного; сентенции философа Секунда
Самым ранним источником для жизнеописания философа Секунда Безмолвного, жившего во времена императора Адриана, является папирус II—III вв. н. э P. Ross. Georg. 1 17. Самой ранней из известных нам греческих рукописей является та, которую в 1167 г. Гийом Лёмир (Willelmus Medicus) привез из Константинополя (Gudianus 79 XI в.), и с которой он сделал латинский перевод. Она считается протографом для остальных известных греческих рукописей. Жизнеописание состоит из двух частей: собственно биографической и философской, которая передает беседу Секунда с императором Адрианом, а точнее краткие ответы Секунда на вопросы Адриана. Editio princeps 1649 г. германского гуманиста Луки Холстена (Lucas Holstenius) представляет собою вторую часть жизнеописания, поскольку оно было выполнено по рукописи Codex Parisinus Gr. 854, которая содержит лишь сентенции философа. Первая, биографическая, часть впервые появляется в издании Йоханна-Адама Шира 1754 г., выполненном по рукописи Gud. 79 XI в., которая содержит обе части памятника. В 1887 г. Йоханнес Бахманн, издавая вторую часть с сентенциями, ставит вопрос: являются ли обе части единым трудом или двумя независимыми произведениями, которые были написаны в разное время и передавались как два самостоятельных текста. Большинство исследователей склонны считать, что вторая часть является поздним добавлением, и в качестве основного аргумента приводят жанровую несовместимость обеих частей: биографической повести и краткого катехистического диалога. В 1964 г. Бен Эдвин Перри, автор главного критического издания жизнеописания Секунда (с учетом папируса, всех рукописей и переводов), высказался резко против гипотезы о двух самостоятельных произведениях. Его главным аргументом стало наличие обеих частей в самой ранней средневековой рукописи Gud. 79 (папирус передает лишь отрывок из биографической части, что не позволяет делать выводы о наличии философской). В 1976 г. вышло издание Маноли Папасопулу, самое новое на сегодняшний день издание второй части памятника, в котором автор задается целью оспорить некоторые положения Перри относительно средневековой традиции. В докладе предпринята попытка включиться в полемику и предложить новые аргументы в пользу того, что вторая часть жизнеописания философа Секунда является более поздним добавлением. Автор доклада сравнивает лексику обеих частей, предлагает пересмотреть композицию сочинения, по‑новому определяя границу между первой и второй частью, делает apparatus similiorum к сентенциям и определяет их источники.
Самым ранним источником для жизнеописания философа Секунда Безмолвного, жившего во времена императора Адриана, является папирус II—III вв. н. э P. Ross. Georg. 1 17. Самой ранней из известных нам греческих рукописей является та, которую в 1167 г. Гийом Лёмир (Willelmus Medicus) привез из Константинополя (Gudianus 79 XI в.), и с которой он сделал латинский перевод. Она считается протографом для остальных известных греческих рукописей. Жизнеописание состоит из двух частей: собственно биографической и философской, которая передает беседу Секунда с императором Адрианом, а точнее краткие ответы Секунда на вопросы Адриана. Editio princeps 1649 г. германского гуманиста Луки Холстена (Lucas Holstenius) представляет собою вторую часть жизнеописания, поскольку оно было выполнено по рукописи Codex Parisinus Gr. 854, которая содержит лишь сентенции философа. Первая, биографическая, часть впервые появляется в издании Йоханна-Адама Шира 1754 г., выполненном по рукописи Gud. 79 XI в., которая содержит обе части памятника. В 1887 г. Йоханнес Бахманн, издавая вторую часть с сентенциями, ставит вопрос: являются ли обе части единым трудом или двумя независимыми произведениями, которые были написаны в разное время и передавались как два самостоятельных текста. Большинство исследователей склонны считать, что вторая часть является поздним добавлением, и в качестве основного аргумента приводят жанровую несовместимость обеих частей: биографической повести и краткого катехистического диалога. В 1964 г. Бен Эдвин Перри, автор главного критического издания жизнеописания Секунда (с учетом папируса, всех рукописей и переводов), высказался резко против гипотезы о двух самостоятельных произведениях. Его главным аргументом стало наличие обеих частей в самой ранней средневековой рукописи Gud. 79 (папирус передает лишь отрывок из биографической части, что не позволяет делать выводы о наличии философской). В 1976 г. вышло издание Маноли Папасопулу, самое новое на сегодняшний день издание второй части памятника, в котором автор задается целью оспорить некоторые положения Перри относительно средневековой традиции. В докладе предпринята попытка включиться в полемику и предложить новые аргументы в пользу того, что вторая часть жизнеописания философа Секунда является более поздним добавлением. Автор доклада сравнивает лексику обеих частей, предлагает пересмотреть композицию сочинения, по‑новому определяя границу между первой и второй частью, делает apparatus similiorum к сентенциям и определяет их источники.