XXVI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Христианские и античные мотивы в греческой песне второй половины XX в.

Вероника Андреевна Соловьева
Докладчик
студент 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Основная задача доклада — выявление, анализ и объяснение предпочитаемого обращения к античным или христианским мотивам в греческой песне второй половины XX в., послевоенного и революционного периода, диктатуры хунты, в попытке национального освобождения и поиска самоидентификации народа Греции.

Тезисы

Ключевые слова: греческая песня; энтехно; ребетика; режим черных полковников

В представленном докладе мною предпринята попытка поиска, анализа и объяснений стремлений к национальной идентификации народа Греции в период сильных послевоенных и внутриполитических потрясений, диктатуры режима «черных полковников» и последующего восстановления страны, через исторические, религиозные и культурные отсылки в народной и популярной музыке. Основой целью исследования является анализ преобладающих мотивов в возрождающихся и прежде несуществующих музыкальных жанрах, таких как ρεμπέτικα, εντεχνο, λαϊκό τραγούδι. Через поиск национального кода культуры Греции возможно будет выявить и разделить обращение к античной истории и к христианским образам, что поспособствует объяснению поиска национальной свободы и самосознания через приверженность к мифологической культуре или христианским обращениям к  смирению и прощению. Исследование основывается на введении в исторический контекст изучаемого периода, перевода отобранных наиболее известных музыкальных исполнителей и анализе предпочитаемого образа в определенном жанре. Научная разработанность данного вопроса не имеет конкретных источников и выводов, однако представленная проблема зачастую поднималась в научных исследованиях авторов в поиске культурной самобытности Греции в ее историческом развитии, значении истории и образа страны в сознании населения. Попытка выявления христианских и античных мотивов в греческой песне, последующий анализ образов, связанных с предпочтением религиозного контекста выбранного периода революционных движений за свободу, развивает и раскрывает стремления к национальному единению нации в период острой политической ситуации. Результат исследования представляет компаративный анализ используемых образов с выявлением стремления народа Греции к обращению к культурной истории страны для поддержания национально-освободительного движения.
 
Литература: 
Caraveli A. The Song beyond the Song Aesthetics and Social Interaction in Greek Folksong //  The Journal of American Folklore. 1982. Vol. 95. No. 376. P. 129—158.
Kallimopoulou E. Paradosiaká: Music, Meaning and Identity in Modern Greece // Routledge. London, 2009. P. 1—264.
Mackridge P. Cultural Difference as National Identity in Modern Greece // Hellenisms. 2008. Ed. 1. P. 1—24.