Проблема кризиса идентичности в романе Доменико Старноне «Лабильность»
Жасмин Геннадьевна Петренко
Докладчик
магистрант 1 курса
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
Ключевые слова, аннотация
Работа посвящена изучению
романа Д. Старноне «Лабильность» с целью изучения представленной в нем проблемы
самоидентификации и способов ее
художественного воплощения. Анализ производится с опорой на концепцию П.
Рикёра, изложенную в книге «Я — сам
как другой».
Тезисы
Ключевые слова: кризис
идентичности; саморефлексия; Д. Старноне
Проблема кризиса идентичности является одной из магистральных для творчества итальянского автора Доменико Старноне и одновременно актуальной для современного литературоведения. Вопрос о самоопределении героя и способах его текстуальной репрезентации становится объектом исследования таких современных ученых, как А. Палмер, В. И. Тюпа и других. Данное исследование посвящено не переведённому на русский язык роману Старноне «Лабильность» (Labilità, 2004) в аспекте изучения проблемы самоидентификации и способов ее художественного воплощения. Анализ производится с опорой на концепцию П. Рикёра, изложенную в книге «Я — сам как другой» (Soi-même comme un autre, 1990). По мысли Рикёра, конкретная жизнь обладает нарративным единством, соединяющим прошлое и настоящее, «литературные повествования и истории жизни отнюдь не исключают, а взаимно дополняют друг друга — вопреки или благодаря контрасту между ними» [Рикёр, 2008: 198]. Однако для героя романа «Лабильность», писателя, работающего над собственной книгой, контрастность реальности и повествования не столь очевидна, отсюда и возникает основная проблема, которая приводит протагониста к глубокому кризису идентичности.
Саморефлексии подвергается не только личность персонажа, но и его творческое «я». Ситуация формирования литературной самоидентичности осложняется тем, что писатель не в силах провести границу между реальностью и вымышленным миром художественного произведения.
Кризисное состояние наступает после встречи с юношей (Никола Гамурра) — поклонником творчества главного героя, который просит прочитать его только что написанный роман. Эта встреча становится одновременно и завязкой всего действия, и триггером для глубокой саморефлексии известного и зрелого, однако неуверенного в собственном таланте писателя.
Истоки проблемы идентичности герой находит в собственном детстве. Его мысли постоянно возвращаются в прошлое, к играм со сверстниками, к первым читательским впечатлениям, которые меняют его не только ментально, но и физически — подражая герою, страдавшему параличом руки, он сам начинает страдать от этой болезни.
Проблема самоидентичности персонажа объясняется и его способностью к мимикрии: «Da bambino non mi ero mai sentito una cosa sola, una sola persona» [Starnone, 2005: 56] («С детства я никогда не чувствовал себя кем-то одним, только одним человеком») — единое «я» расщепляется на множественные личности.
Реальность воспринимается им лишь как материал, субстрат для создания вымышленного мира, который никогда не воплотится в точном слове. Это и является причиной личной трагедии, вызывающей глубокий внутренний кризис. В реальном повествовательном плане процесс раскола личности проявляется в увлечении другой женщиной на момент отсутствия жены.
Таким образом, основной причиной кризиса идентичности становится неразличение реального и воображаемого мира, собственного «я» и личности литературных героев, слова своего и чужого. Герой оказывается не в состоянии оценивать собственные действия, поступки, произведения творчества, что приводит к потере личных границ, а далее к кризису идентичности.
Литература:
Рикёр П. Я — сам как другой. М., 2008.
Starnone D. Labilità. Rome, 2005.
Проблема кризиса идентичности является одной из магистральных для творчества итальянского автора Доменико Старноне и одновременно актуальной для современного литературоведения. Вопрос о самоопределении героя и способах его текстуальной репрезентации становится объектом исследования таких современных ученых, как А. Палмер, В. И. Тюпа и других. Данное исследование посвящено не переведённому на русский язык роману Старноне «Лабильность» (Labilità, 2004) в аспекте изучения проблемы самоидентификации и способов ее художественного воплощения. Анализ производится с опорой на концепцию П. Рикёра, изложенную в книге «Я — сам как другой» (Soi-même comme un autre, 1990). По мысли Рикёра, конкретная жизнь обладает нарративным единством, соединяющим прошлое и настоящее, «литературные повествования и истории жизни отнюдь не исключают, а взаимно дополняют друг друга — вопреки или благодаря контрасту между ними» [Рикёр, 2008: 198]. Однако для героя романа «Лабильность», писателя, работающего над собственной книгой, контрастность реальности и повествования не столь очевидна, отсюда и возникает основная проблема, которая приводит протагониста к глубокому кризису идентичности.
Саморефлексии подвергается не только личность персонажа, но и его творческое «я». Ситуация формирования литературной самоидентичности осложняется тем, что писатель не в силах провести границу между реальностью и вымышленным миром художественного произведения.
Кризисное состояние наступает после встречи с юношей (Никола Гамурра) — поклонником творчества главного героя, который просит прочитать его только что написанный роман. Эта встреча становится одновременно и завязкой всего действия, и триггером для глубокой саморефлексии известного и зрелого, однако неуверенного в собственном таланте писателя.
Истоки проблемы идентичности герой находит в собственном детстве. Его мысли постоянно возвращаются в прошлое, к играм со сверстниками, к первым читательским впечатлениям, которые меняют его не только ментально, но и физически — подражая герою, страдавшему параличом руки, он сам начинает страдать от этой болезни.
Проблема самоидентичности персонажа объясняется и его способностью к мимикрии: «Da bambino non mi ero mai sentito una cosa sola, una sola persona» [Starnone, 2005: 56] («С детства я никогда не чувствовал себя кем-то одним, только одним человеком») — единое «я» расщепляется на множественные личности.
Реальность воспринимается им лишь как материал, субстрат для создания вымышленного мира, который никогда не воплотится в точном слове. Это и является причиной личной трагедии, вызывающей глубокий внутренний кризис. В реальном повествовательном плане процесс раскола личности проявляется в увлечении другой женщиной на момент отсутствия жены.
Таким образом, основной причиной кризиса идентичности становится неразличение реального и воображаемого мира, собственного «я» и личности литературных героев, слова своего и чужого. Герой оказывается не в состоянии оценивать собственные действия, поступки, произведения творчества, что приводит к потере личных границ, а далее к кризису идентичности.
Литература:
Рикёр П. Я — сам как другой. М., 2008.
Starnone D. Labilità. Rome, 2005.