Значение и положение рамки в концептуальном искусстве на примере творчества группы «Коллективные действия»
Анастасия Сергеевна Попова
Докладчик
студент 3 курса
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Ключевые слова, аннотация
Работа изучает положение рамки в акциях концептуальной группы «Коллективные действия». Рамка рассматривается как паратекст, составляющая акции и как явление, обрамляющее действие. На примерах акций разных годов, а также описательных и критических текстов показано, что рамка в акциях подвижна, не имеет четких границ, зависит от восприятия участников и бывает важнее самой акции.
Тезисы
Ключевые слова: рамка; концептуализм; «Коллективные действия»; акция
Московский концептуализм, активно развивавшийся в 1970-х гг., искал границы между искусством и жизнью, поэтому создание произведений было для концептуалистов не конечной задачей, а средством нахождения этих границ. Проникновение жизни в искусство стало особенностью их творчества, поэтому им важно было наличие рамки. Она помогала идентифицировать произведение как искусство.
Эта функция рамки не была достаточно изучена другими исследователями, поэтому в моей работе рамка анализируется как необходимая часть произведения, отделяющая его от не-искусства, а также способная иметь большую художественную ценность, чем само произведение, которое она обрамляет.
Исследование рамки проведено на примере московской группы «Коллективные действия», одним из создателей которой был поэт А. Монастырский. Она проводила акции «Поездки за город». Основной задачей акций было не создание законченного или художественно ценного произведения, а изучение психологического аспекта, отношения приглашенных людей к увиденному или услышанному.
Основной источник анализа — описательные тексты акций, созданные участниками группы и приглашенными на акции зрителями.
В ходе работы использованы также немногочисленные исследования, посвященные деятельности «Коллективных действий» и рамке в концептуальном искусстве. Напр., Б. Гройс в статье «Московский романтический концептуализм» пишет, что в результате акции её создатели хотели «разложить зрительский эффект от события на его первоэлементы: пространство, время, звучание, число фигур» [Гройс, 1979: 343]. Т. е. работа велась с чувствами приглашенных людей, тогда как сама акция была лишь средством, благодаря которому эти чувства появлялись.
Анализ самих акций и их структурирование оказалось важным для определения позиции рамки в них. Основные выводы исследования связаны, таким образом, с определением рамки как состояния ожидания и рефлексии, обрамляющие «пустое действие».
Кроме того, если рассматривать это действие как самостоятельное произведение, внутри него сложно определить точные границы. Сложно определить, в какой именно момент начиналась акция и в какой заканчивалась. Рамки действия часто зависели от восприятия их участниками. Напр., по воспоминаниям Вс. Некрасова, во время акции «Десять появлений» он шел по лесу, откуда решил не возвращаться на поляну, вопреки правилам акции. Он вышел к дороге и уехал в город. Получается, что Некрасов самостоятельно продлил для себя акцию, не обозначив её конец, ведь и поездка домой из леса воспринималась им как продолжение действия [Некрасов]. Из рассказов участников акций видно, что каждая из её частей, а именно ожидание действия, его начало, середина и конец, может являться рамкой для всего остального. Отсюда ещё один вывод: границы рамки в концептуальном искусстве размываются, она незаметно переходит из одной части произведения в другую. Границы рамки стираются, а сама она становится важнее центрального действия. В акциях группы «Коллективные действия» рамка выходит на первый план, границы и центр действия меняются местами, выполняя функции друг друга.
Литература:
Гройс Б. Московский романтический концептуализм // WAM / Сост. Е. Дёготь, В. Захаров. 1979. № 15/16.
Некрасов Вс. Об акции «Десять появлений»: Московский концептуализм. Концептуальное искусство. URL: http://conceptualism.letov.ru/Rasskaz-V-Nekrasova-ob-akcii-10-pojavlenii.html (дата обращения: 01.11.22).
Московский концептуализм, активно развивавшийся в 1970-х гг., искал границы между искусством и жизнью, поэтому создание произведений было для концептуалистов не конечной задачей, а средством нахождения этих границ. Проникновение жизни в искусство стало особенностью их творчества, поэтому им важно было наличие рамки. Она помогала идентифицировать произведение как искусство.
Эта функция рамки не была достаточно изучена другими исследователями, поэтому в моей работе рамка анализируется как необходимая часть произведения, отделяющая его от не-искусства, а также способная иметь большую художественную ценность, чем само произведение, которое она обрамляет.
Исследование рамки проведено на примере московской группы «Коллективные действия», одним из создателей которой был поэт А. Монастырский. Она проводила акции «Поездки за город». Основной задачей акций было не создание законченного или художественно ценного произведения, а изучение психологического аспекта, отношения приглашенных людей к увиденному или услышанному.
Основной источник анализа — описательные тексты акций, созданные участниками группы и приглашенными на акции зрителями.
В ходе работы использованы также немногочисленные исследования, посвященные деятельности «Коллективных действий» и рамке в концептуальном искусстве. Напр., Б. Гройс в статье «Московский романтический концептуализм» пишет, что в результате акции её создатели хотели «разложить зрительский эффект от события на его первоэлементы: пространство, время, звучание, число фигур» [Гройс, 1979: 343]. Т. е. работа велась с чувствами приглашенных людей, тогда как сама акция была лишь средством, благодаря которому эти чувства появлялись.
Анализ самих акций и их структурирование оказалось важным для определения позиции рамки в них. Основные выводы исследования связаны, таким образом, с определением рамки как состояния ожидания и рефлексии, обрамляющие «пустое действие».
Кроме того, если рассматривать это действие как самостоятельное произведение, внутри него сложно определить точные границы. Сложно определить, в какой именно момент начиналась акция и в какой заканчивалась. Рамки действия часто зависели от восприятия их участниками. Напр., по воспоминаниям Вс. Некрасова, во время акции «Десять появлений» он шел по лесу, откуда решил не возвращаться на поляну, вопреки правилам акции. Он вышел к дороге и уехал в город. Получается, что Некрасов самостоятельно продлил для себя акцию, не обозначив её конец, ведь и поездка домой из леса воспринималась им как продолжение действия [Некрасов]. Из рассказов участников акций видно, что каждая из её частей, а именно ожидание действия, его начало, середина и конец, может являться рамкой для всего остального. Отсюда ещё один вывод: границы рамки в концептуальном искусстве размываются, она незаметно переходит из одной части произведения в другую. Границы рамки стираются, а сама она становится важнее центрального действия. В акциях группы «Коллективные действия» рамка выходит на первый план, границы и центр действия меняются местами, выполняя функции друг друга.
Литература:
Гройс Б. Московский романтический концептуализм // WAM / Сост. Е. Дёготь, В. Захаров. 1979. № 15/16.
Некрасов Вс. Об акции «Десять появлений»: Московский концептуализм. Концептуальное искусство. URL: http://conceptualism.letov.ru/Rasskaz-V-Nekrasova-ob-akcii-10-pojavlenii.html (дата обращения: 01.11.22).