Комплексная характеристика кинесического поведения литературного персонажа (на примере романа «Лила, Лила» Мартина Сутера); Comprehensive Characterisation of the Kinesic Behaviour of a Literary Character (“Lila, Lila” by Martin Suter)
Елена Игоревна Карпенко
Докладчик
доцент
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
Дарья Алексеевна Кусакина
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный лингвистический университет
Московский государственный лингвистический университет
201
2023-03-16
17:20 -
17:35
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: кинесика,
жесты, литературный персонаж, рекуррентный, индивидуальный
Аннотация: В исследовании рассматриваются проявления кинесического поведения литературного персонажа. Количественный анализ показывает, что среди всех кинесических форм поведения преобладают жесты, среди которых выделяются жесты с компонентом «рука». Также установлено, что как рекуррентные, так и индивидуальные жесты играют роль в успешном понимании литературного персонажа и его действий.
Key words: kinesics, gestures, literary character, recurrent, individual
Abstract: The paper examines the kinetic behaviour patterns of the literary character. The quantitative analysis shows that of all the kinesic types of behaviour, gestures predominate, with gestures having a hand component. It is also found that both recurrent and individual gestures play a role in the successful understanding of a literary character and his/her actions.
Аннотация: В исследовании рассматриваются проявления кинесического поведения литературного персонажа. Количественный анализ показывает, что среди всех кинесических форм поведения преобладают жесты, среди которых выделяются жесты с компонентом «рука». Также установлено, что как рекуррентные, так и индивидуальные жесты играют роль в успешном понимании литературного персонажа и его действий.
Key words: kinesics, gestures, literary character, recurrent, individual
Abstract: The paper examines the kinetic behaviour patterns of the literary character. The quantitative analysis shows that of all the kinesic types of behaviour, gestures predominate, with gestures having a hand component. It is also found that both recurrent and individual gestures play a role in the successful understanding of a literary character and his/her actions.
Тезисы
Кинесика представляет
собой большую область исследований в различных сферах: политике, науке,
психологии и т.д. Кинесика присутствует во всех сферах, где общение происходит
не только вербально, но и невербально. Необходимость изучения невербальных
средств общения возникает в связи с тем, что невербальные средства являются как
дополнением к вербальным, так и самостоятельными носителями информации и
поэтому представляются важными для решения конкретной коммуникативной задачи.
Поэтому изучение вербальных и невербальных средств общения в литературных
произведениях одинаково важно, так как они способствуют успеху коммуникации
между автором и читателем [Poyatos 2013: 287-288].
Термин «кинесика» был введен Бердвистелом в 1970 году и является общепринятым термином для изучения движений тела и визуальных аспектов невербального поведения, межличностного общения. Невербальное поведение включает в себя мимику, жесты, зрительный контакт, пантомимику, паравербальные средства, проксемику и экспрессию [Birdwhistell 1970: 208].
Предметом данного исследования являются вербализованные проявления кинесики, которые можно увидеть в двигательном поведении персонажей романа «Лила, Лила» швейцарского автора Мартина Сутера. Автор делает акцент на описании персонажей, в том числе через их общение между собой. По этой причине важно проанализировать невербальные средства общения в диалогах персонажей. Поскольку в романе более сотни вербализованных средств описания кинесического поведения, представляется также возможным их классифицировать, что может задать некоторую систему в анализе поведения, характера и личности персонажей.
В ходе исследования решались следующие задачи: систематизировались вербализованные примеры кинесики; анализировались формы вербализации движений; определялся преобладающий тип кинесического поведения; отслеживалась степень оригинальности жестов (рекуррентные/индивидуальные). При анализе материала были использованы следующие методы: лингвостилистический анализ вербализованных форм кинесики, количественный и культурно-специфический анализ существующих примеров.
Количественный анализ показывает, что из всех кинесических форм поведения наиболее распространенными являются жесты. Проанализированные жесты можно классифицировать по их составляющим, например. Существуют жесты с такими компонентами, как «рука» (нем. Hand, Arm), «плечи» (нем. Schultern), «пальцы» (нем. Finger), «большой палец» (нем. Daumen), причем преобладают жесты рук. Примечательно также, что жест плеча («пожать плечами», нем. Schultern heben, Schultern zucken, для выражения незнания, неуверенности) встречается только у главного героя, что полностью соответствует его личности. Более того, рекуррентные жесты встречаются чаще, чем индивидуальные. В данном случае наиболее удачной классификацией является типология, предложенная П. Экманом и У. Фризеном, которая включает 4 типа жестов: эмблемы, регуляторы, иллюстраторы и адаптеры [Ekman, Friesen 1969: 63-91].
Следующий пример демонстрирует комбинацию нескольких кинесических проявлений:
„Und als sie wieder verneinte, legte er die Stirn in Falten, ließ die Hände vor der Brust hängen und legte den Kopf schräg, wie ein bettelndes Hündchen.“ [M.Suter. Lila, Lila]
«И когда она снова отказалась, он нахмурился, свесил руки на груди и наклонил голову, как щенок, который попрошайничает».
В этой части Джеки встречает Мари на ее работе в «Корифее». Мари не любит Джеки, потому что он вмешивается в ее жизнь с Давидом. Джеки приглашает Мари в бар, но она отказывается.
Одним из проявлений кинесики, изображенной в данном примере, является пантомимика. Если рассматривать классификацию Мюллер по типам репрезентации жестов (modes of representation), то эту позу можно отнести к «representing mode», то есть вся поза изображает объект [Müller 2014: 1691]. Важно проанализировать каждый компонент этой позы, потому что каждая деталь позволяет читателю представить себе позу такой, какой она была задумана автором. «Сморщенный лоб» является проявлением мимики. Сравнение с собакой предполагает, что линии на лбу появились в результате поднятых бровей, что является выражением просьбы или даже мольбы. Следующий компонент позы – свисающие на груди руки. Сравнение с собакой позволяет нам представить две руки, ладони которых обращены внутрь, а пальцы свисают вниз, напоминая собачьи лапы. Голова, лежащая на боку, также соответствует всей позе. В этом случае нам помогает контекст. Джеки и Мари разделены оконным стеклом, поэтому их общение в данном случае происходит невербально, что позволяет предположить, что Джеки поддерживает зрительный контакт с Мари, чтобы усилить эффект от своей позы.
Таким образом, данный пример кинесического поведения включает в себя несколько видов кинесики (мимика, жесты, поза головы, зрительный контакт) и подкреплен сравнительной конструкцией, которая подсказывает читателю саму позу и ее функцию. Стоит также отметить, что для Джеки характерна некоторая наигранность не только в движениях и речи, но и в поведении в целом. Эта поза соответствует присущей ему наигранности и поэтому может считаться характерной чертой литературного портрета персонажа.
Литература:
1. Birdwhistell, R. L. Kinesics and Context: Essays on Body Motion Communication. – University of Pennsylvania Press, 1970, p. 208.
2. Ekman P., Friesen W.V. The Repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage, and coding. – Semiotica 1 (1), 1969, pp. 63-91.
3. Müller, Cornelia. “128. Gestural modes of representation as techniques of depiction”. Müller, Cienki, Fricke, Ladewig, McNeill, Bressem (eds.) 2014, Body-Language-Communication (HSK 38.2), de Gruyter, pp. 1687-1702.
4. Poyatos, Fernando. “18. Body gestures, manners, and postures in literature”. Volume 1, edited by Cornelia Müller, Alan Cienki, Ellen Fricke, Silva Ladewig, David McNeill and Sedinha Tessendorf, Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2013, pp. 287-288.
Термин «кинесика» был введен Бердвистелом в 1970 году и является общепринятым термином для изучения движений тела и визуальных аспектов невербального поведения, межличностного общения. Невербальное поведение включает в себя мимику, жесты, зрительный контакт, пантомимику, паравербальные средства, проксемику и экспрессию [Birdwhistell 1970: 208].
Предметом данного исследования являются вербализованные проявления кинесики, которые можно увидеть в двигательном поведении персонажей романа «Лила, Лила» швейцарского автора Мартина Сутера. Автор делает акцент на описании персонажей, в том числе через их общение между собой. По этой причине важно проанализировать невербальные средства общения в диалогах персонажей. Поскольку в романе более сотни вербализованных средств описания кинесического поведения, представляется также возможным их классифицировать, что может задать некоторую систему в анализе поведения, характера и личности персонажей.
В ходе исследования решались следующие задачи: систематизировались вербализованные примеры кинесики; анализировались формы вербализации движений; определялся преобладающий тип кинесического поведения; отслеживалась степень оригинальности жестов (рекуррентные/индивидуальные). При анализе материала были использованы следующие методы: лингвостилистический анализ вербализованных форм кинесики, количественный и культурно-специфический анализ существующих примеров.
Количественный анализ показывает, что из всех кинесических форм поведения наиболее распространенными являются жесты. Проанализированные жесты можно классифицировать по их составляющим, например. Существуют жесты с такими компонентами, как «рука» (нем. Hand, Arm), «плечи» (нем. Schultern), «пальцы» (нем. Finger), «большой палец» (нем. Daumen), причем преобладают жесты рук. Примечательно также, что жест плеча («пожать плечами», нем. Schultern heben, Schultern zucken, для выражения незнания, неуверенности) встречается только у главного героя, что полностью соответствует его личности. Более того, рекуррентные жесты встречаются чаще, чем индивидуальные. В данном случае наиболее удачной классификацией является типология, предложенная П. Экманом и У. Фризеном, которая включает 4 типа жестов: эмблемы, регуляторы, иллюстраторы и адаптеры [Ekman, Friesen 1969: 63-91].
Следующий пример демонстрирует комбинацию нескольких кинесических проявлений:
„Und als sie wieder verneinte, legte er die Stirn in Falten, ließ die Hände vor der Brust hängen und legte den Kopf schräg, wie ein bettelndes Hündchen.“ [M.Suter. Lila, Lila]
«И когда она снова отказалась, он нахмурился, свесил руки на груди и наклонил голову, как щенок, который попрошайничает».
В этой части Джеки встречает Мари на ее работе в «Корифее». Мари не любит Джеки, потому что он вмешивается в ее жизнь с Давидом. Джеки приглашает Мари в бар, но она отказывается.
Одним из проявлений кинесики, изображенной в данном примере, является пантомимика. Если рассматривать классификацию Мюллер по типам репрезентации жестов (modes of representation), то эту позу можно отнести к «representing mode», то есть вся поза изображает объект [Müller 2014: 1691]. Важно проанализировать каждый компонент этой позы, потому что каждая деталь позволяет читателю представить себе позу такой, какой она была задумана автором. «Сморщенный лоб» является проявлением мимики. Сравнение с собакой предполагает, что линии на лбу появились в результате поднятых бровей, что является выражением просьбы или даже мольбы. Следующий компонент позы – свисающие на груди руки. Сравнение с собакой позволяет нам представить две руки, ладони которых обращены внутрь, а пальцы свисают вниз, напоминая собачьи лапы. Голова, лежащая на боку, также соответствует всей позе. В этом случае нам помогает контекст. Джеки и Мари разделены оконным стеклом, поэтому их общение в данном случае происходит невербально, что позволяет предположить, что Джеки поддерживает зрительный контакт с Мари, чтобы усилить эффект от своей позы.
Таким образом, данный пример кинесического поведения включает в себя несколько видов кинесики (мимика, жесты, поза головы, зрительный контакт) и подкреплен сравнительной конструкцией, которая подсказывает читателю саму позу и ее функцию. Стоит также отметить, что для Джеки характерна некоторая наигранность не только в движениях и речи, но и в поведении в целом. Эта поза соответствует присущей ему наигранности и поэтому может считаться характерной чертой литературного портрета персонажа.
Литература:
1. Birdwhistell, R. L. Kinesics and Context: Essays on Body Motion Communication. – University of Pennsylvania Press, 1970, p. 208.
2. Ekman P., Friesen W.V. The Repertoire of nonverbal behavior: categories, origins, usage, and coding. – Semiotica 1 (1), 1969, pp. 63-91.
3. Müller, Cornelia. “128. Gestural modes of representation as techniques of depiction”. Müller, Cienki, Fricke, Ladewig, McNeill, Bressem (eds.) 2014, Body-Language-Communication (HSK 38.2), de Gruyter, pp. 1687-1702.
4. Poyatos, Fernando. “18. Body gestures, manners, and postures in literature”. Volume 1, edited by Cornelia Müller, Alan Cienki, Ellen Fricke, Silva Ladewig, David McNeill and Sedinha Tessendorf, Berlin, Boston: De Gruyter Mouton, 2013, pp. 287-288.