LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

К вопросу о методике обучения английскому языку школьников с дислексией в условиях инклюзии On the Methodology of Teaching English to Dyslexic Students under Conditions of Inclusion

Юлия Вячеславовна Газетдинова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2023-03-20
20:25 - 20:40

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: дислексия; мультисенсорное обучение; подход Ортон-Гиллингема; инклюзивное обучение, обучение чтению.
Key words: dyslexia, multisensory learning, Orton-Gillingham approach, literacy instructing, EFL

Доклад посвящен вопросу разработки  методики обучения чтению и письму на английском языке школьников с дислексией в условиях инклюзии. Несмотря на то, что дислексия является широко распространённой нейфрофизиологической особенностью, трудности, которые испытывают дети с дислексией при изучении английского языка, в большинстве случаев остаются нерешенными в рамках школьной программы.
This report is dedicated to the methodology development of English instruction to dyslexic school-aged children in the inclusive educational environment. Despite the fact that dyslexia is a widespread neurophysiological feature, the difficulties that children with dyslexia inevitably experience when learning to read and write in English in most cases remain unresolved within the school curriculum.

Тезисы

Одной из наиболее озадачивающих проблем в образовании является ситуация, при которой ребенок с высоким уровнем интеллекта не показывает соответствующих академических результатов. Родители и учителя задаются вопросом, как удовлетворить потребности человека со специфическими трудностями в обучении, обусловленными нейробиологической особенностью, известной как дислексия. Современные технологические достижения подтверждают, что несмотря на то, что диагноз «дислексия» является медицинским, благодаря пластичности мозга решение этой проблемы лежит в плоскости образования, а именно — системном и структурированном обучении грамотности в сочетании с мультисенсорным обучением. Согласно определению Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA), «дислексия — это специфическое расстройство обучения, имеющее нейробиологическое происхождение. Оно характеризуется трудностями в точном и/или быстром распознаванием слов, ошибками устойчивого характера при чтении и письме. Важно отметить, что дислексия — это не болезнь, а нейробиологическая особенность, при которой интеллект ребенка не нарушен, а его трудности в обучении связаны вовсе не с нежеланием учиться или ленью, а с особенностями восприятия и обработки информации. По данным Международной ассоциации дислексии, 15-20% мирового населения имеют различные признаки дислексии. Каждый 5-й ученик первого класса сталкивается с трудностями в обучении, при этом почти 80% из них связаны с чтением. Трудности усугубляются в тот период времени, когда школьник начинает осваивать еще один язык, как правило, английский. Школьная программа по английскому языку не адаптирована под особенности восприятия информации дислексиками: к ним применятся та же система оценивания и те же стандартизированные требования, как и к школьникам, не испытывающим трудностей при освоении звуко-буквенной системы языка. Обучение в школах ведется по единым стандартам и УМК, не учитывающим особенностей дислексиков. Также специалистами отмечается низкая осведомленность о проблеме дислексии в обществе. Согласно исследованию, проведенному в 2019 г. Ассоциацией родителей детей с дислексией, 61% опрошенных (среди которых преподаватели и родители школьников) ничего не знают о дислексии, 22% — слышали термины, но не могут их истолковать. Кроме того, в России отсутствуют комплексные разработки по методике преподавания английского языка школьникам с дислексией, которые могли бы быть использованы учителями в процессе реализации образовательной программы в условиях инклюзии. Специалисты сходятся во мнении, что правильно и своевременно выбранная педагогическая стратегия может помочь детям преодолеть трудности в освоении и изучении языка.  В отличие от ходьбы и речи, обучение чтению не является естественным процессом. Это сравнительно позднее достижение человечества, которому необходимо сознательно учиться. Это сложный навык высшего порядка, который требует адаптации существующих нейронных путей, задействованных для зрения, слуха, речи с целью создания новых эффективных нейронных связей. У многих людей этот процесс происходит настолько быстро и автоматически, что кажется «естественной», врожденной, способностью. Исследования в области нейронауки последних двадцати лет существенно расширили текущее представление о природе чтения, дислексии, а также о процессах, происходящих в мозге читающего человека. Методы нейровизуализации, такие как МРТ, позволили ученым наблюдать за изменениями активности мозга в процессе чтения. Поскольку МРТ-исследование неинвазивно, его можно использовать для изучения формирования навыка чтения у людей любого возраста, включая детей. В результате множества исследований, проведенных за последние несколько лет, ученые обнаружили особенности в активации различных зон мозга, обусловленные дислексией. [Dehaene, 2009: 124]. Исследования дислексиков до и после коррекции показали, что качественное, системное, интенсивное и своевременное педагогическое вмешательство на ранних стадиях способно изменять структуру мозга, активируя области, участвующие в процессе чтения. Концепция нейропластичности мозга – его способности меняться и создавать новые нейронные связи — лежит в основе подхода Ортон-Гиллингем, разработанного более 70 лет назад и направленного на обучение людей (как детей, так и взрослых) с дислексией чтению и письму на английском языке. Применение элементов подхода Ортон-Гиллингем в сочетании с мультисенсорным обучением позволит преподавателям эффективно обучать детей с дислексией английскому языку и помогать им успешно справляться с трудностями в процессе освоения образовательной программы.
Литература:
1. Dehaene, S. (2009). Reading in the brain. New York, NY: Viking Penguin
2. Dehaene, S. (2013, June 3). Inside the letterbox: How literacy transforms the human brain. Cerebrum Dana Foundation.
3. Dehaene, S. (2013, October 25). How the brain learns to read. World Innovation Summit for Education. https://www.youtube.com/watch?v=25GI3-kiLdo&t=2s
4. Gillingham, A., & Stillman, B. W The Gillingham Manual: Remedial Training for Students with Specific Disability in Reading, Spelling and Penmanship (1935)
5. https://dyslexiarf.com/. Дата обращения: 14.01.2023.
6. https://dyslexiaida.org/definition-of-dyslexia/. Дата обращения: 09.01.2023. https://www.ortonacademy.org/. Дата обращения:12.01.2023.