LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Безвременье как характеристика стиля. Timelessness as a characteristic of style.

Жанна Казбековна Сидорова
Докладчик
соискатель
ВГИК им. Герасимова

25
2023-03-18
19:20 - 19:50

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: Безвременье; нуар; бездушие; Вечность
Key words: Timelessness; noir; heartlessness; Eternity
Аннотация: В докладе рассматривается понятие стиля как проявление образной системы кинопроизведениях стиля нуар. В работе изучается художественное время в фильмах нуар, которое представлено настоящим временем в состоянии ожидания и остановки  безвременьем. Безвременье нуара рассматривается как инверсия реальности, как бездушие. Оно определяется в двух образных системах: в горизонтальном и вертикальном времени.
Abstract: The report examines the concept of style as a manifestation of the figurative system of film productions of the noir style. The work studies the artistic time in noir films, which is represented by the present time in a state of waiting and stopping - timelessness. The timelessness of noir is seen as an inversion of reality, as soullessness. It is defined in two figurative systems: in horizontal and vertical time.

Тезисы

В докладе выявляется взаимосвязь категорий художественного времени и стиля в кинематографе. Рассматривая феномен стиля как проявление образной системы, определяется методология выявления его темпоральных характеристик. Художественное время исследуется на примере кинопроизведений стиля нуар, его предтечей и преобразований, таких как немецкий экспрессионизм, европейский (французский) поэтический реализм, протонуар, нуар, нео-нуар, постнуар, soleil (солей, залитый солнечным светом).
На заре зарождения стиля, в частности в картинах немецкого импрессионизма присутствовала «странная особенность, размытого текучего мира представлений» [Айснер, 2010]:
- стилизация, искажение и абстракция;
- острая реакция на действительность, атмосфера беспомощности;
- мистическая тайна, влечение к саморазрушению.  
Для стиля нуар характерны такие черты как:
- инверсия ценностей гуманизма;
- экзистенциальный кризис: угнетающее одиночество и отчаяние, тотальное недоверие и отчуждение, пессимизм;
- урбанистический декаданс, декаданс пространства существования;
- эстетика ночи. Стиль нуар имеет и противоположный формообразующий цвет -  белый, где действия переносятся в дневное время. Фильмы soleil при этом не теряют основных характерных черт своего первообраза;
- ритмически ускоряющаяся темпоральность к завершению высказывания. К финалу художественное время сжимается в наивысшей точке разрешения конфликта. - «свобода» в стиле нуар достигается любой ценой;
- порочное беззаконие, «простое искусство убивать» [Чандлер, 1950];
- двойственная сущность героев, нет однозначной оценки персонажей;
- мужские доминанты логики, системного порядка, сознания и духовности искушаются женским началом материального хаоса. Она — искусительница и как богиня Кали — ночь смерти, одной рукой прогоняет страх, другой — благословляет к исполнению желаний.
В кинокартине О. Уэллса «Печать зла» (1958) художественное время представлено на границе миров: реальности и ее инверсии, как безвременья. На контрасте «цивилизованной» Америки и «беззаконной» Мексики проявляется тотальный порок всего общества, укоренившийся во всех социальных слоях. Уже в прологе, в витиеватой езде машины американского бизнесмена со случайной попутчицей и пешего прохода мексиканской пары, в лице инспектора Варгаса и его жены, направляющихся к единой цели, показано переплетение их путей между собой, где точки пересечения обострены намечающейся катастрофой. Секунды тянутся долгим ожиданием неминуемого. Жизнь в реалиях современного общества обесценена. Нет доверия никому: в финале слишком многим выгодна смерть ступившего на преступную стезю «карающего гиганта» — капитана Куинлена. Художественное время в кинокартине проявляется наслоением временных форм разной темпоральности, как различного отношения к одному и тому же событию героев, иногда имеющих общую память, но находящихся по разные стороны света и тьмы.
Рассматривая характеристику безвременья как отсутствия времени и выделяя понятие Пустоты, не обойтись без сравнения таких парных понятий как:
- Пустота и Ничто;
- Пустота и тишина. Тишина дает возможность прислушаться к душе. Нарушением равновесия ночи является отсутствие тишины. Нет ночи — нет жизни.
- Тишина и молчание. Молчание — это своеобразная интерпретация тишины.
- Молчание и безмолвие;
- Молчание и мудрость. Молчание как согласие или несогласие, как скрытый смысл бытия.
Пустота «не подвержена распаду, тлену и смерти» [Коковкина, 2011: 54], она сама эквивалентна им. Пустоту невозможно мыслить. Созерцательная пассивность, глубокое молчание, «порождающая отсутствие», олицетворяет пустоту как сокровенный тихий мрак.
С одной стороны, Безвременье можно рассматривать как горизонтальное время, как Пустоту в контексте экзистенциального кризиса личности и общества в условиях беззакония, как остановившуюся временную форму существования, не только в моменты субъективного выбора, но и в условиях постоянного ожидания. «Беззаконная пустота» является абсолютным злом.
С другой стороны, Безвременье имеет высшую форму вертикального времени – Вечность. И выход в нее, как в абсолютную Пустоту, является точкой наивысшего свершения человеческого существования.
Бесспорным остается то, что Безвременье представляет собой инверсию реальности.
Утверждается, что художественное время стиля нуар представлено большей частью временной аксиомой: утраченное прошлое или его тень; призрачное настоящее, иллюзорное, в состоянии ожидания или остановки; «размытое» будущее или его нет. Безвременьем нуара является художественное время призрачного настоящего, где существование всего живого происходит на границе времен: реальности и ирреального, здравого смысла и абсурда.
В фильмах стиля нуар герои, имеющие совесть, обладают правом не затеряться между времен, не остаться в забвении и могут «уйти» в Вечность. Проявление совести структурирует хаос в душе. Утерянные категории совести и памяти ведут к бездушию общества. В большинстве своем в стилистике нуар общество имеет все признаки бездушия, в котором скрыта жертвенность здравого смысла. Бездушие «звучит» как «ода безнаказанности», где душа «слепо бродит» в поисках Истины.

Литература  
1. Лоттэ Айснер. Рождение киноэкспрессионизма. — Электронный ресурс. URL:  https://seance.ru/articles/caligari/ (дата обращения 04.01.23)
2. Р. Чандлер. Простое искусство убивать. — Электронный ресурс. URL: https://www.litmir.me/br/?b=5707&p=1 (дата обращения 14.01.23)
3. Коковкина А.А. Аксиология пустоты в европейской и восточной традициях // Вестник ДВГСГА. Гуманитарные науки. № 1/1(7) 2011. С. 5362.