LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

К вопросу о формировании патриотических и духовных ценностей у студентов-иностранцев на занятиях методических дисциплин

Татьяна Митрофановна Иванова
Докладчик
доцент
Забайкальский государственный университет

онлайн 216
2023-03-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Обучение языку (русскому как иностранному) и духовно-нравственному воспитание иностранных студентов должно стать вектором, направляющим всю учебную деятельность субъектов иноязычного образования с учётом педагогического анализа, планирования и организации процесса формирования вторичной языковой личности, а также способствовать формированию всех видов базовых компетенций обучаемых.
Ключевые слова: этническая картина мира; этнометодика; этноориентированная модель; вторичная языковая социализация; ментальность народа.

Тезисы

Одной из важнейших составляющих процесса образования является нравственное воспитание, которое на протяжении нескольких веков рассматривается в качестве одного из центральных звеньев формирования личности. Высокую значимость нравственным качествам человека придавали учёные Л. С. Выготский, И. А. Ильин, А. Н. Леонтьев, Л. С. Рубинштейн, Э. Фромм и др. Студенты-иностранцы в Забайкальском государственном университете изучают русский язык по образовательным программам бакалавриата направления 45.03.01 «Филология», профиля «Прикладная филология» (русский язык), где, в первую очередь, изучают особенности устройства языковой системы стандартного русского языка, однако, в программе этого направления указаны и методические дисциплины. Современные условия в развитии образования и воспитания предполагают формирование аналитического и критического мышления личности, а также развитие интеллектуально-познавательной сферы молодого человека, ценностных отношений к обществу (этнообразованность), для этого ему необходимо получать полную и развёрнутую информацию из разных источников, в том числе, и методической дисциплины – «Основы этнометодики в преподавании РКИ». Проблема духовного развития личности учащихся применительно к методике преподавания может быть решена через постижение средствами мировоззрения народа. Это позволяет нам определить русский язык как основную гуманитарную дисциплину, которая способна формировать опыт ценностного отношения к миру, к национальной культуре через Слово. В процессе лингвистической подготовки студентов-иностранцев на филологическом факультете в ЗабГУ при обучении РКИ вся система обучения ориентирована на личность студента и включает также личностно-формирующий компонент цели, направленный на широкую социализацию индивида, обогащение социально-культурного опыта, знаний, норм, ценностей, традиций изучаемого им языка, а также культуру межличностного бытового и значимого общения. Современность предъявляет особые требования к человеку, чтобы соответствовать им, необходимо обладать определёнными  качествами и ценностями, которые позволили бы индивиду (студенту) эффективно развиваться в обществе. Социальная среда, где начинает учиться обучающийся, помогает в процессе учёбы узнать и познакомиться с менталитетом народа носителя данного языка (русского языка), поэтому задача преподавателя РКИ через изучение русского языка познакомить студентов-иностранцев с культурой России, её историей и традициями. «Основы этнометодики в преподавании РКИ» позволяет наметить решение одной из актуальных проблем преподавания РКИ — поиска эффективных путей достижения качества языкового обучения студентов, изучающих русский язык и русскую культуру. Если традиционная методика обучения определяет содержательную и организационную сторону формирования и применения в речевой деятельности языковых, коммуникативно-речевых  и других навыков и умений, то этнометодика позволяет корректировать на практике лингвистические, психологические, лингводидактические средства обучения в зависимости от конкретного контингента студентов. Этнометодическая система обучения позволяет формировать языковую, коммуникативную, межкультурную, социокультурную компетенции, повышая этим эффективность обучения РКИ. Этнометодика — это новое направление в методической науке, изучающее культуру, традиции и обычаи народов изучаемого языка с использованием традиционных и нетрадиционных форм обучения русскому языку. При изучении этой дисциплины предусмотрено применять технологии коммуникативного обучения на основе общения с усвоением иноязычной культуры, а через неё и достижение изучаемого русского языка, как сложной организованной языковой системы. Сложность при отборе изучаемого материала представляет отдельную проблему, так как нельзя забывать о том, что материал для изучения предлагаются с этнической картиной мира, где предлагаемый материал может оказаться сложными для восприятия обучаемых, и причина не столько в лексике и т.д., сколько в культурно-историческом аспекте. При отборе определённой новой информации следует принимать во внимание языковую, содержательную, смысловую и социокультурную составляющую информационного пространства (желательно минимизировать «текст» в усваиваемом объёме  1, 1,5, 2 страницы для студентов с разной языковой подготовкой). На семинарских занятиях нами также используются тексты разных жанров, где обращаем внимание на тексты, имеющие региональную направленность. Забайкалье является исторически полиэтническим регионом. Помимо народов, издавна живущих на этой территории, проживают представители 50 разных национальностей, поэтому произведения регионального характера помогают студентам расширить фоновые знания по истории, культуре, литературе Восточного Забайкалья. Одним из используемых нами «предложений» является подбор ряда текстов, в которых актуализируется проблематика каждой культуры. Такой метод позволяет лучше понять культуру разных народов, воспитывает студентов и объединяет их вокруг изучения русского языка и русской культуры. Опыт нашей работы в иностранной аудитории показывает, что для успешного решения проблемы обучения языку и воспитания учащихся, нужно учитывать объекты воспитания, то есть такие ценности, которыми уже обладает молодой человек, а именно, родной язык, родная страна, (природа, жизнь человека и цивилизации), мировая культура, свобода и права личности, общение и сотрудничество (в том числе и межнациональное).
Внимание к личности человека как к высшей ценности, к её замыслам и побуждениям, к восприятию ею этнической культуры и изучаемого языка превращает уроки русского языка во встречу как двух языков, так и двух культур. В процессе усвоения чужого языка, культуры происходит формирование и развитие вторичной языковой личности, обладающей способностью и готовностью к продуктивному коммуникативному взаимодействию в различных сферах и ситуациях общения.