Хронотоп спектакля «Маскарад. Воспоминания будущего»: экспедиция в прошлое с футурологом
Елена Андреевна Сылова
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2023-03-20
16:50 -
17:15
Ключевые слова, аннотация
современный театр; рецепция истории; М. Лермонтов; Вс. Мейерхольд; В. Фокин
Тезисы
В докладе анализируется спектакль В. Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» в Александринском театре (премьера 2014 г.). У этого спектакля два первоисточника — драма М. Лермонтова «Маскарад» и одноимённый спектакль 1917 г. в Александринском театре: в спектакле В. Фокина мизансценически воссозданы несколько сцен легендарного «Маскарада» Вс. Мейерхольда и А. Головина, последнего спектакля императорской эпохи, а также используются эскизы сценических костюмов (изготовлены по технологии начала века), музыкальная и речевая партитура. Однако спектакль В. Фокина отнюдь не реконструкция, не игра в музей, не попытка воссоздания театрального раритета.
Спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего» в Александринском театре еще на выпуске был обозначен им как экспедиция в прошлое для творческой команды и для зрителей. Как режиссёрски выстраивается путешествие с современными артистами и зрителями, в котором сочетаются мизансцены и костюмы из спектакля 1917 г., современные аранжировки музыки Глазунова, история из фейсбука и студийный голос в записи первого исполнителя роли Арбенина в 1917 г. Юрия Юрьева?
Глобальная работа над партитурой современного спектакля включала поиск новой интонации. Обращение к музыкально-интонационной партитуре стало тем ключом, которое помогло найти нужное сценическое решение. В этой же манере встраивается и вербатим-монолог Арбенина XXI в. Он вступает в некий диалог с Арбениным лермонтовского «Маскарада», встраиваясь в художественную структуру театрального действа.
У зрителей, погружённых в специфический хронотоп спектакля, буквально происходит путешествие в машине времени. Они, с одной стороны, оказываются среди занавесов и кринолинов Головина, в историческом здании, которому более 200 лет, на сцене которого артисты декламируют ритмически выстроенный текст, но, с другой, смотрят историю о нашем времени, которая обращается к неизменной человеческой натуре. Современное звучание, рецепция прошлого поддерживается и технологическими средствами оснащённой по последнему слову техники сцены 21 в.: это и плексигласовый щит-трансформер, и системы люков, которая задействует сценическую вертикаль верх-низ / небеса-преисподняя, и экран, на котором двоится зрительный зал, создавая особый эффект, или крупно даются планы Арбенина.
Восприятие зрителей и их реакции — тоже очень интересная тема для исследования. Отдельно рассматривается вопрос о зрительском восприятии спектакля в Санкт-Петербурге, а также путешествие «Маскарада» по России и миру (на примере гастролей в Большом театре и в МХТ в Москве, в Польше и т. д.).
Сочетание несочетаемого, заложенное Фокиным в названии, возникает в самом начале спектакля. Начало и задаёт вектор восприятия. Под гул поезда (времён) начинается путешествие-экспедиция — на сцену моложаво вбегает прямо из зрительного зала корифей театра Николай Мартон в костюме. Из-за пазухи доставая мятый пакет из продуктового магазина, вынимает оттуда роскошную головинскую венецианскую бауту — маску Неизвестного. Это пакет сразу возбуждает в голове когнитивный диссонанс - но словно отсылает сознание в строкам «Когда б вы знали из какого сора...» И эта строка применима к декорациям и бутафории «Маскарада» 1917 г. почти буквально - после пожара во время войны в декорационных мастерских детали спектакля находили совершенно случайно: кресло из кабинета Арбенина, на котором долгое время сидел смотритель, то «тряпочку» с чердака, которая оказалась подолом шикарного платья Нины и т. д.
Путешествие в воспоминания будущего продолжается интермедией-прологом. Из-под земли возникает фигура Неизвестного, появляется хор и музыканты в одежде позапрошлого столетия. Машина времени несёт назад... в будущее? Снова из-под земли сначала робко, потом всё смелее поднимаются стеклянные витрины (копия музейных витрин на пятом этаже театра), в которых застыли в изломанных позах герои мейерхольдовского маскарада в костюмах А. Головина.
Вообще спектакль «Маскарад» для Александринского театра — спектакль-символ, как «Чайка» для МХТ, как «Принцесса Турандот» для Вахтанговского театра. Этапный спектакль для российской сцены, он же — спектакль-легенда, который даже после того, как исчез из репертуара, будоражил умы творцов, которые обращались к идее так или иначе возобновить мейерхольдовский «Маскарад». Но написанное на папке спектакля художественным руководителем театра Л.С. Вивьеном «С репертуара снять, хранить вечно» сбылось и так и сопровождает историю Александринского театра. Поэтому обращение В. Фокина к театральному наследию Вс. Мейерхольда обусловлено исторически и концептуально. Случилось это накануне двух юбилеев — 200-летия М. Лермонтова и 140-летия Вс. Мейерхольда.
Диалог с шедевром прошлого получился у создателей спектакля не таким, каким он задумывался. Открылись фундаментальные связи времён, о которых не догадывались, начиная работу. Поэтому первое название спектакля, которое возникло, было «Воспоминания будущего», такими названием спектакль вышел на премьеру. Работа над партитурой Мейерхольда и идея реконструировать четыре сцены из легендарного спектакля диктовали свой подход к существованию современных артистов на сцене. Оказалось невозможным существовать в дискурсе начала века, используя современный сценический язык. Как же заговорить на языке прошлого так, чтобы это было понятно нынешнему поколению?Глобальная работа над партитурой современного спектакля включала поиск новой интонации. Обращение к музыкально-интонационной партитуре стало тем ключом, которое помогло найти нужное сценическое решение. В этой же манере встраивается и вербатим-монолог Арбенина XXI в. Он вступает в некий диалог с Арбениным лермонтовского «Маскарада», встраиваясь в художественную структуру театрального действа.
У зрителей, погружённых в специфический хронотоп спектакля, буквально происходит путешествие в машине времени. Они, с одной стороны, оказываются среди занавесов и кринолинов Головина, в историческом здании, которому более 200 лет, на сцене которого артисты декламируют ритмически выстроенный текст, но, с другой, смотрят историю о нашем времени, которая обращается к неизменной человеческой натуре. Современное звучание, рецепция прошлого поддерживается и технологическими средствами оснащённой по последнему слову техники сцены 21 в.: это и плексигласовый щит-трансформер, и системы люков, которая задействует сценическую вертикаль верх-низ / небеса-преисподняя, и экран, на котором двоится зрительный зал, создавая особый эффект, или крупно даются планы Арбенина.
Восприятие зрителей и их реакции — тоже очень интересная тема для исследования. Отдельно рассматривается вопрос о зрительском восприятии спектакля в Санкт-Петербурге, а также путешествие «Маскарада» по России и миру (на примере гастролей в Большом театре и в МХТ в Москве, в Польше и т. д.).