Образ читателя в Евангелии от Луки и книге Деяний апостольских
Денис Павлович Харин
Докладчик
соискатель
Санкт-Петербургская православная духовная академия
Санкт-Петербургская православная духовная академия
б/н 16
2023-03-16
15:00 -
15:20
Ключевые слова, аннотация
Настоящий доклад посвящен теме исследования образа
читателя в Евангелии от Луки и книги Деяний апостольских, его социального
положения, происхождения и принадлежности к одной из сторон конфликта в вопросе
обращения язычников в христианство.
Ключевые слова: евангелия; Септуагинта; Феофил; Лука; Марк; Матфей
This report is devoted to the study of the reader's image in the Gospel of Luke and the Book of Acts of the Apostles, his social status, origin and belonging to one of the parties to the conflict in the issue of the conversion of gentiles to Christianity.
Keywords: gospels; sources; Septuagint; Theophilus; Luke; Mark
Ключевые слова: евангелия; Септуагинта; Феофил; Лука; Марк; Матфей
This report is devoted to the study of the reader's image in the Gospel of Luke and the Book of Acts of the Apostles, his social status, origin and belonging to one of the parties to the conflict in the issue of the conversion of gentiles to Christianity.
Keywords: gospels; sources; Septuagint; Theophilus; Luke; Mark
Тезисы
Тексты евангелиста и дееписателя
Луки представляют собой уникальный материал, позволяющий проследить историю
развития ранней христианской письменности. В сравнении с другими
синоптическими евангелиями Марка и Матфея Лука
вносит концептуально новые богословские идеи, связанные с
универсализмом учения Иисуса Христа.
Концептуальные изменения, на наш
взгляд, связанны не только с желанием заполнить лакуны в истории служения
Мессии, но и с необходимостью представить конкретному читателю более целостную
картину мессианского движения в контексте существующих богословских споров и
конфликтов конца I-го века. Кем и чем является читатель для апостола Луки?
Каким образом его происхождение и религиозная принадлежность влияют на
повествование о жизни Иисуса из Назарета и миссии первых апостолов? Гипотеза
нашего исследования состоит в том, что Лука адресует свои тексты новому
поколению христиан, высокообразованной аудитории, хорошо знакомой с текстами
LXX.
Читатель Луки проживает в
Восточной части Средиземного моря, вовлечен в конфликт между иудео- и
языко-христианами.[1] И изменения, которые вносит апостол Лука в историю
служения Мессии, опираясь на источник Марка, связаны в первую очередь с
конкретными вопросами его читателей. В этом — концептуальное отличие Луки от Марка и Матфея, его авторский
взгляд на историю Христа.
Первое указание на читателя мы
встречаем в евангельском прологе (Лк.1.1–4). Лука формулирует цель своего
исследования в главном предложении (3–4 стихи): представить историю Иисуса
Христа в более развернутом или целостном виде с опорой на достоверные
источники. Судя по всему, читатель испытывал некоторые колебания относительно
принятия того или иного вероучения о Мессии, или нуждался в более весомых
аргументах в споре с иудео-христианами, поэтому последовательная история Луки
должна была убедить Феофила в непоколебимости раннее принятого учения.
Большинство исследователей наблюдают в прологе связь с историческими
сочинениями греческих историков (Фукидид, Дионисий Галикарнасский, Диодор
Сицилийский и др.).[2] Однако тексты Луки не выдерживают исторической критики,
так как сам автор допускает множество исторических ошибок.[3] Пролог Луки — не столько подражание историческим сочинениям,
сколько желание укрепить читателя в истинной вере. История уступает место
богословию. В придаточном предложении пролога (1–2 стихи) Лука отмечает свою
принадлежность ко второму поколению христиан (с 50-го г.), которому относится и
первый читатель. В новом поколении все больше появлялось христиан из языческой
среды, что, в свою очередь порождало множество конфликтов между
иудео-христианами (последователями Петра) и языко-христианами (последователями
Павла).
Феофил и его социальное положение.
Для Луки характерно указывать, что последователями Иисуса и апостолов
становятся влиятельные и состоятельные люди (Лк. 8.3; 23.50–51; Деян. 13.12;
17.4, 28.7), в то же самое время он не сторониться от осуждения знати в
роскошной свободолюбивой жизни (Лк. 3.11; 12.13–21, 33; 14.33), что может
восприниматься как вызов к новой жизни со Христом. Главный герой евангельской
истории представлен не только,
как человек, соблюдающий иудейский закон, но и как тот, кто образован и умеет
читать (Лк. 4.16), в отличие от других евангелистов, в сочинениях которых Иисус представлен исключительно как
проповедник. В книге Деяний Лука цитирует греческих поэтов (Деян. 17.28), а
главный герой, апостол Павел, свободно говорит на еврейском и греческом языках.
Ранг и статус были крайне важны для средиземноморского общества. Социальная
мобильность была практически исключена, а такие понятия, как богатство и
образование, были связаны друг с другом.[4] Вхождение представителей
состоятельных сословий в христианскую общину порождало колоссальное количество
проблем, о которых подробно пишет апостол Павел в своих посланиях к христианам
(1 Кор.). Наиболее остро стоял вопрос о форме принятия язычников в христианскую
общину (Гал). Сам апостол Лука указывает на высокое социальное положение в
обществе своего читателя, обращаясь к нему «κράτιστε Θεόφιλε».
Феофил — образованный и влиятельный человек в общине, который
нуждается в убедительных аргументах в пользу истинности принятого им раннее
вероучения и мог повлиять на развитие христианства. Лука предоставляет ему
такие аргументы и подробно раскрывает историю взаимоотношений Иисуса и Его
учеников с представителями иудейского общества.
Углубляясь в исследование образа
читателя на основании текстов Луки, мы понимаем, что читатель не только
наставлен в христианском вероучении, но также хорошо владеет текстом LXX. [5]
Феофил вероятнее всего принадлежал числу прозелитов (σεβόμενων προσήλυτων), как
и члены его общины, среди которых были и эллинизированные евреи диаспоры. [6]
Все дальнейшее повествование
будет выстроено по принципу целостного восприятия истории мессианского
движения. Например, если Марк полагает начало миссии Иисуса в служении Иоанна,
то Лука познакомит читателя с родственниками Крестителя, а с помощью
литературных параллелей с текстом LXX, сообщит читателю, что миссия Христа
вышла далеко за приделы иудео-христианской общины еще до ее зарождения. При
этом читатель становится не только сторонним наблюдателем, но и активным
участником описываемых Лукой событий.
[1] Keener C.S. Acts. An Exegetical Commentary. Introduction and 1.1-2.27. Grand Rapids, 2012. P. 424.
[2] Браун Р. Введение в Новый Завет. М.: ББИ, 2007. С. 267.
[3] Ролофф Ю. Введение в Новый Завет. М.: ББИ, 2011. С. 147.
[4] Бирд М. История Древнего Рима. М. АИФ, 2017 С. 533.
[5] Esler P.F. Community and Gospel in Luke-Acts. The Social and Political Motivations of Lucan Theology. Cambrige, 2017. P. 32.
[6] Tyson, Images of Judaism. Pp. 35-36. Kennedy G.A. New Testament Interpretation Through Rhetorical Criticism. University of North Carolina Press, 1984. Pp. 8—9.
[1] Keener C.S. Acts. An Exegetical Commentary. Introduction and 1.1-2.27. Grand Rapids, 2012. P. 424.
[2] Браун Р. Введение в Новый Завет. М.: ББИ, 2007. С. 267.
[3] Ролофф Ю. Введение в Новый Завет. М.: ББИ, 2011. С. 147.
[4] Бирд М. История Древнего Рима. М. АИФ, 2017 С. 533.
[5] Esler P.F. Community and Gospel in Luke-Acts. The Social and Political Motivations of Lucan Theology. Cambrige, 2017. P. 32.
[6] Tyson, Images of Judaism. Pp. 35-36. Kennedy G.A. New Testament Interpretation Through Rhetorical Criticism. University of North Carolina Press, 1984. Pp. 8—9.