LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Грёзы и жизнь сироты в романе Кадзуо Исигуро «Когда мы были сиротами»

Татьяна Сергеевна Орлова
Докладчик
аспирант
ассистент Санкт-Петербургского государственного университета, преподаватель Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица

214
2023-03-15
17:30 - 17:45

Ключевые слова, аннотация

Исигуро; сновидения; ненадежный рассказчик; психоанализ

Тезисы

Роман «Когда мы были сиротами» (2000) британского писателя Кадзуо Исигуро, номинированный на Букеровскую премию, высшую литературную премию в Великобритании, представляет собой детективную историю о детективе, который мечтает раскрыть загадочное дело прошлого: о давно похищенных родителях. Этот травмирующий опыт детства главного героя Кристофера Бэнкса получил выражение в художественном тексте, например, через прием «ненадежного рассказчика» с аномалиями сюжетного времени, а также через приемы саморефлексии главного героя. По мере продвижения расследования, границы между реальностью, надуманным, грезами и детскими воспоминаниями, раскрывающими предысторию и душевные переживания Кристофера Бэнкса, стираются. Онейрическое, вплетенное в сюжет романа, зыбкие границы между реальным и воображаемым, кафкианский стиль повествования, внутренний конфликт и самообман главного героя служат концепции «жизнь есть сон», а также погружению в бессознательное с целью психологического раскрытия Кристофера Бэнкса как ребенка своего времени. В докладе основные художественные решения, служащие для раскрытия зыбкости границ между реальностью, истинными и ложными воспоминаниями, приводятся в рамках психоаналитической и онейрической теорий. С учетом психоаналитической теории, в докладе выдвигается гипотеза о том, что исчезновение родителей стало причиной посттравматического стрессового расстройства у главного героя романа с проявлением соответствующей симптоматики. Исигуро использует исторический фон японо-китайской войны для отражения разрушенного психологического мира героя. Английский мальчик, родившийся на рубеже веков в привилегированном международном поселении Шанхая, Кристофер Бэнкс вспоминает детство с искаженной точки зрения, с позиции внешне повзрослевшего человека 1930-х годов, англичанина, который верит в идиллический образ, созданный им в детстве в процессе детских игр с другом Акирой. Тем не менее, как профессиональный детектив он не замечает, что игнорирует, отрицает или искажает болезненные воспоминания прошлого. Эти и другие противоречия усилены в романе художественным приемом «ненадежного рассказчика». Когда Кристофер Бэнкс возвращается в Шанхай во взрослом возрасте, читатель не может быть до конца уверен в том, что описываемое пространство — настоящий Шанхай, т. к. повествование представляет собой смесь воспоминаний о международном поселении из детства и разрозненных домыслов о событиях. Несмотря на то, что родители исчезли много лет назад, Кристофер Бэнкс продолжает по-детски наивно надеяться, что он найдет родителей и вернется к семейной идиллии. Проведенный анализ показал, что нарративные стратегии, кафкианское напряжение в повествовательной организации романа погружает читателя в мир, в котором иррационально непрерывные связи событий напоминают сновидения, рассказанные от первого лица. Роман с его бесчисленными механизмами смещения, сгущения, смешением аспектов прошлого и настоящего формирует поток из загадочных совпадений, некую альтернативную реальность, которая развивается по алогичным законам снов. Так, например, грань между двумя реальностями исчезает, когда японский солдат предстает для Кристофера Бэнкса в роли Акиры. Мир детства и дружбы Бэнкса с Акирой, который заново переживается Кристофером Бэнксом в форме грез наяву, с точки зрения фрейдизма можно считать ретроспективной проекцией идеалистических ценностей, реализации которых помешала стадия взросления. Кристофер Бэнкс не смог слиться с английским обществом, когда был отправлен на учебу в Лондон, что усилило его детскую травму. Несмотря на то, что он стал сиротой в юном возрасте, Кристофер Бэнкс смог добиться успехов на профессиональном поприще и стать знаменитым детективом, однако он не смог смириться с трудным прошлым, с детской психологической травмой. Ментально он навсегда застрял в детстве. Кроме того, воспоминания о ярких событиях детства и об идеалистической жизни семьи Бэнксов составляют большую часть книги, тем не менее, образ родителей, как главных людей в жизни каждого ребенка, выведен в романе едва намеченными, размытыми тенями, как это часто бывает во сне. Кристофер Бэнкс выведен в романе как сирота запутавшийся в своих эмоциях, образах настоящего и прошлого, продолжающий искать родителей, убегая от признания детских страхов и потери возможности иметь гармоничную личность. Кристофер Бэнкс заблудился в лабиринте из собственных воспоминаний, желаний, реакцией на напряжения внешнего мира и желаний найти давно пропавших родителей для восстановления внутренней и внешней гармонии. Оставленный без родительской опоры, он неизменно заблуждается в своих воззрениях на мир и в убеждении в собственную миссионерскую роль искоренителя зла. В докладе делаются выводы о том, что художественно представленный травмирующий опыт детства, эскапизм главного героя романа «Когда мы были сиротами» представляет собой богатый материал для анализа в рамках психоаналитического подхода в литературоведении. Тема тревоги и личной драмы в условиях мировых катаклизмов проходит красной линией в романном творчестве Исигуро. Образ сироты, живущего с чувством потаенного страха, одиночества и неуверенности, запутавшегося в собственных воспоминаниях и мечтающего о восстановлении личной и мировой гармонии в условиях резко трансформирующегося мира, отражает тревогу и характерный эскапизм XX в., символически представленных в центре постмодернистского романа «Когда мы были сиротами».