Исследование сознания через концепции когнитивной лингвистики
Доротея Пламенова Николова
Докладчик
докторант
Софийский университет им. Св. Климента Охридского
Софийский университет им. Св. Климента Охридского
184
2023-03-17
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
В докладе представлен
аналитический обзор современных школ и направлений в философии сознания и языка
ХХ–ХХI
вв. с акцентом на концепции когнитивной лингвистики и взгляды на концептуальную
метафору. Эти идеи основываются на современной нейронауке и могут
способствовать решению проблемы объяснительного провалa (explanatory gap) между
ментальной — как важным элементом сознания (mind) — и физической сущностью
мозга. Предполагается, что наше сознательное мышление основано на нашей
бессознательной концептуальной системе в значительной степени посредством
механизма метафоры, который также включает аффекты и происходит на
нейронном уровне в мозгу. В фокусе находится когнитивное бессознательное,
которое моделирует наши мыслительные операции, связанные с концептуальными
системами, понятиями, умозаключениями и языком.
Ключевые слова: Философия сознания; язык; сознание; когнитивное бессознательное; когнитивная лингвистика
Ключевые слова: Философия сознания; язык; сознание; когнитивное бессознательное; когнитивная лингвистика
Тезисы
В настоящем докладе представлен
аналитический обзор современных школ и направлений в философии сознания и языка
20-го и 21-го вв. с акцентом на концепции когнитивной лингвистики и взгляды
на концептуальную метафору. Эти идеи основываются на современной нейронауке и
могут способствовать решению проблемы объяснительного провалa (explanatory gap)
между ментальным, — как важным элементом сознания (mind), — и физической сущностью мозга. Объектом
исследования является именно сознание (mind, consciousness). Предполагается,
что наше сознательное мышление основано на нашей бессознательной концептуальной
системе в значительной степени посредством механизма метафоры, который также
включает аффекты, и происходит на нейронном уровне в мозгу, а язык является
одной из основных единиц, на которые следует обращать внимание. На первый план
выдвигается когнитивное бессознательное, которое моделирует наши мыслительные
операции, связанные с концептуальными системами, понятиями, умозаключениями и
языком. Понимание того, что тело и окружающая среда участвуют в
структурировании наших представлений о реальности (4E cogtnition), является ключевым. Текст реконструирует основу
теории когнитивной лингвистики, созданной Джорджем Лакоффом (George Lakoff) (на которого
оказал влияние Роман Якобсон), и последствия для смежных академических
областей. В России труды Татьяны Скребцовой внесли серьезный вклад в понимание
этой области знаний. Оценка этой модели показывает, что она могла бы решить ряд
проблем взаимодействия сознания и языка. Методы, которые авторы применяют в
исследовании: анализ и синтез.
Что такое «сознание» и как оно функционирует
— вопросы, которые сталкиваются с непреодолимым барьером. Признанные научные
методы не в состоянии преодолеть так называемый «объяснительный разрыв» (explainatory gap) между физической, телесной, функциональной стороной нашего
психического опыта и его феноменальной стороной, т. е. способ, которым этот опыт
«предстает» перед сознающим субъектом. В философии эта феноменальная,
качественная характеристика, например, что такое «чувствовать радость», «видеть
голубой цвет», «чувствовать запах гиацинта», — называется «квалиа» (лат.
свойство, качество). Она («квалия») «доступна только от первого лица», ее
нельзя наблюдать, измерять или манипулировать, т. е. она не может быть
исследована третьей стороной — единственный способ провести исследование объективно
достоверным, принятым научным сообществом. Дэвид Чалмерс называет это «трудной
проблемой сознания». Эта неспособность согласовать и объединить ментальные и
физические компоненты называется „проблемой сознания/тела» (mind/body problem).
В последние десятилетия, в
попытках найти выход из этого тупика, появилась новая междисциплинарная область
исследований — наука о сознании (science of consciousness), включающая в себя,
на первый взгляд, разрозненные области знаний. Используются идеи и труды
когнитивной науки, в которую входят: философия, научная психология,
психолингвистика, искусственный интеллект, информатика, нейробиология,
лингвистика, социоантропология; а также научные области, такие как нейронная
теория языка, физика, квантовая механика и другие. Цель, которой они
руководствуются: создание целостной картин языка, мышления и поведения. Для ее
достижения наблюдаются разные познавательные процессы — восприятие, мышление,
познание, понимание и объяснение. Раздел философии, занимающийся этой проблемой,
называется «философией сознания» (philosophy of mind), влияние которой на
современную науку значительно. Когнитивная лингвистика пытается
внести свой вклад в понимание этого явления, сосредоточив внимание на
человеческом языке и речи как тесно связанных с процессом мышления, переживания
эмоций и построения знаний о мире. Это в значительной степени неоднородная
дисциплина — она находится и в области когнитивистики, и в области лингвистики,
а значит, и в области философии сознания.
Понятия, которыми мы говорим и
понимаем явление, будут кратко объяснены. Цель состоит в том, чтобы показать
объяснительный потенциал когнитивной лингвистики. Другие важные задачи состоят
в том, чтобы реконструировать ее теоретический и эмпирический аппарат и
инструментарий, а также показать ее принадлежность к одной из трех основных
метафор, с помощью которых мы сегодня пытаемся объяснить феномен сознания, а
именно — к динамической метафоре, принимающей сознание как движение (embodied,
embedded, extended, enactive mind — 4E
cogtnition).
Роль философии является ключевой,
поскольку в ее компетенцию входит создание парадигматических рамок, с помощью
которых эти данные могут быть прочитаны и структурированы. Ее задача: занять
метатеоретическую позицию и попытаться сравнить и оценить различные
концептуальные рамки, пытающиеся объяснить феноменальный опыт. Она должна суметь
построить полную картину, исходя из той фрагментарности, которая встречается в
этой области исследований, чтобы дать краткий обзор и собрать все воедино.
В ее задачу также входит
максимально возможное на данный момент уточнение и структурирование понятийного
аппарата, поскольку часть терминов еще предстоит наполнить смыслом. Следующим
шагом является консолидация и обеспечение согласованной теоретической основы
для проведения исследований в различных дисциплинарных областях, каждая из
которых будет использована ей согласно своей собственной методологии и предметам
исследования.
Литература:
Скребцова, Т.Г. (2018). Когнитивная лингвистика классические теории, новые подходы. Москва: ЯСК. [Skrebtsova, T. G. (2018). Kognitivnaya lingvistika klassicheskie teorii, novыe podhodы. Moskva: YaSK.]
Lakoff, G. (2018). Ten Lectures on Cognitive Linguistics. Leiden, Boston, USA: Tuta sub aegide pallas 1683, Brill.
Lakoff, G. & Johnson, J. (1980, 2003). Metaphors we live by. Originally published: Chicago: University of Chicago Press.
Литература:
Скребцова, Т.Г. (2018). Когнитивная лингвистика классические теории, новые подходы. Москва: ЯСК. [Skrebtsova, T. G. (2018). Kognitivnaya lingvistika klassicheskie teorii, novыe podhodы. Moskva: YaSK.]
Lakoff, G. (2018). Ten Lectures on Cognitive Linguistics. Leiden, Boston, USA: Tuta sub aegide pallas 1683, Brill.
Lakoff, G. & Johnson, J. (1980, 2003). Metaphors we live by. Originally published: Chicago: University of Chicago Press.