Цифровизация в образовании (терминологический аспект)
Юлия Борисовна Цверкун
Докладчик
доцент
Московский государственный институт международных отношений
Московский государственный институт международных отношений
182 ОНЛАЙН
2023-03-16
12:40 -
13:00
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: термин; цифровизация; образование
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию специфики терминологии образования в условиях цифровизации. Особенности терминологии данной области выявляются на материале английского языка. Особое внимание уделяется рассмотрению влияния пандемии коронавируса на возрастающую роль цифровизации в образовании и изучению отражения данного воздействия на терминологию образования.
Keywords: term; digitalization; education
Abstract. The given paper is devoted to a study of education terminology in the context of digitalization. The peculiarities of education terminology are considered on the base of the English language. Special focus is given to the research of the coronavirus pandemic impact on the increasing role of digitalization in education. Moreover, the author pays attention to the study of the reflection of the impact mentioned in the education terminology.
Аннотация. Данная статья посвящена исследованию специфики терминологии образования в условиях цифровизации. Особенности терминологии данной области выявляются на материале английского языка. Особое внимание уделяется рассмотрению влияния пандемии коронавируса на возрастающую роль цифровизации в образовании и изучению отражения данного воздействия на терминологию образования.
Keywords: term; digitalization; education
Abstract. The given paper is devoted to a study of education terminology in the context of digitalization. The peculiarities of education terminology are considered on the base of the English language. Special focus is given to the research of the coronavirus pandemic impact on the increasing role of digitalization in education. Moreover, the author pays attention to the study of the reflection of the impact mentioned in the education terminology.
Тезисы
Образование представляет
собой одну из важнейших областей международного сотрудничества. Современная
система образования находится на этапе активного развития и трансформации в
условиях цифровизации, выраженной в многоцелевом использовании электронных
ресурсов и применении современных информационных технологий в образовательном
процессе.
Многие исследователи отмечают, что к очевидным преимуществам внедрения современных цифровых инструментов и платформ в образовательный процесс относятся технологичность, индивидуализация обучения согласно потребностям и способностям ученика, рост интереса и уровня мотивации современного поколения к обучению. Также важно подчеркнуть, что эффективность применения цифровых технологий в образовании непосредственно связана с повышением квалификации преподавателей в работе с современными информационными ресурсами [Непрерывное образование… 2022: 28].
По мнению В.Л. Назарова, Д.В. Жердева и Н.В. Авербуха, пандемия COVID-19 в кратчайшие сроки изменила статус проблемы цифровизации образования из «лениво обсуждаемой участниками образовательного процесса отдаленной перспективы» цифровая трансформация образовательного процесса превратилась в «нечто насущное, непосредственно актуальное и, соответственно, приобрела интенсивную эмоциональную окраску» не только среди сторонников данных изменений, но и среди скептически настроенных по отношению к цифровизации в образовании [Назаров 2021: 7]. Изменения, происходящие в образовании в контексте пандемии коронавируса, неизбежно привели к трансформации соответствующей терминологии. В условиях пандемии COVID-19 мировое академическое сообщество было вынуждено обратиться к поиску, разработке и применению новых и трансформации многих имеющихся форм, методов и стратегий обучения, что отразилось на терминологии образования (synchronous learning, extended reality, hybrid classroom, microlearning, learning analytics, online invigilator и др.).
Обращает на себя внимание тот факт, что все вышеприведенные термины заимствованы из терминологии IT-сферы в условиях воздействия активно происходящих процессов цифровизации в образовании во время и после пандемии COVID-19. По мнению П. Андерссон и Л.-Г. Маттссон, цифровизация уже сыграла ключевую роль в системе образования, когда в контексте пандемии COVID-19 закрылись школы и процесс обучения перешел в новый формат, что оказало сильное воздействие на активно происходящий процесс цифровой трансформации образования во всем мире [https://www.hhs.se/contentassets/419c7b2f06a94ee183bf52ca748c98b5/a54.pdf].
Ввиду активных процессов цифровизации образования все больше актуальных терминов образования возникают в результате заимствования единиц из IT-сферы (digital divide, online proctoring, school platform). Для корректной интерпретации актуальных терминов образования важно изучить семантические изменения, произошедшие в структуре их значения, так как, например, в условиях пандемии коронавируса актуальные термины области образования иллюстрируют следующие семантические изменения: приобретение нового значения (remote), уточнение ранее употребляемого значения (in-person graduation). Так, например, до пандемии коронавируса не было необходимости в уточнении in-person graduation. Для того чтобы подчеркнуть, что какое-либо мероприятие проходило дистанционно, использовался термин online или remote. Однако во время и после пандемии коронавируса для обозначения очной формы проведения мероприятия стал использоваться термин in-person: in-person exam, in-person class, in-person graduation. Также отмечается семантический сдвиг в структуре значения терминов face-to-face и in-person.
Можно сделать вывод, что цифровая трансформация образования проявляется в большей степени во внедрении в учебный процесс новых инструментов, стратегий, форм обучения, что неизбежно воздействует на терминологию образования. Изменения в глобальной системе образования нашли отражение в терминологии данной сферы: возникновение новые терминов, пересмотр значений существующих терминов. В дальнейшем представляется целесообразным исследование обновлений словарей современного английского языка с целью выявления новых единиц сферы образования, уточнения значения ранее используемых для корректного обозначения актуальных понятий в образовании.
Список источников
1. Andersson P., Mattsson L.-G. Future digitalization of education after COVID-19. URL: https://www.hhs.se/contentassets/419c7b2f06a94ee183bf52ca748c98b5/a54.pdf
2. Назаров В.Л. Цифровая трансформация школьного образования в РФ: управленческие и социально-психологические аспекты / В.Л. Назаров, Д.В. Жердев, Н.В. Авербух; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург : Уральск, 2021. 216 с. ISBN 978-5-7996-3397-4.
3. Непрерывное образование в условиях цифровизации системы образования / М.Н. Гладкова, А.А. Попкова, Н.С. Абрамова, А.А. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 3(61). С. 27-30. DOI 10.46845/2071-5331-2022-3-61-27-31.
4. Хайруллин Г.Т. О цифровизации образования // Globus: Психология и педагогика. 2020. № 3(38). С. 4–7.
Многие исследователи отмечают, что к очевидным преимуществам внедрения современных цифровых инструментов и платформ в образовательный процесс относятся технологичность, индивидуализация обучения согласно потребностям и способностям ученика, рост интереса и уровня мотивации современного поколения к обучению. Также важно подчеркнуть, что эффективность применения цифровых технологий в образовании непосредственно связана с повышением квалификации преподавателей в работе с современными информационными ресурсами [Непрерывное образование… 2022: 28].
По мнению В.Л. Назарова, Д.В. Жердева и Н.В. Авербуха, пандемия COVID-19 в кратчайшие сроки изменила статус проблемы цифровизации образования из «лениво обсуждаемой участниками образовательного процесса отдаленной перспективы» цифровая трансформация образовательного процесса превратилась в «нечто насущное, непосредственно актуальное и, соответственно, приобрела интенсивную эмоциональную окраску» не только среди сторонников данных изменений, но и среди скептически настроенных по отношению к цифровизации в образовании [Назаров 2021: 7]. Изменения, происходящие в образовании в контексте пандемии коронавируса, неизбежно привели к трансформации соответствующей терминологии. В условиях пандемии COVID-19 мировое академическое сообщество было вынуждено обратиться к поиску, разработке и применению новых и трансформации многих имеющихся форм, методов и стратегий обучения, что отразилось на терминологии образования (synchronous learning, extended reality, hybrid classroom, microlearning, learning analytics, online invigilator и др.).
Обращает на себя внимание тот факт, что все вышеприведенные термины заимствованы из терминологии IT-сферы в условиях воздействия активно происходящих процессов цифровизации в образовании во время и после пандемии COVID-19. По мнению П. Андерссон и Л.-Г. Маттссон, цифровизация уже сыграла ключевую роль в системе образования, когда в контексте пандемии COVID-19 закрылись школы и процесс обучения перешел в новый формат, что оказало сильное воздействие на активно происходящий процесс цифровой трансформации образования во всем мире [https://www.hhs.se/contentassets/419c7b2f06a94ee183bf52ca748c98b5/a54.pdf].
Ввиду активных процессов цифровизации образования все больше актуальных терминов образования возникают в результате заимствования единиц из IT-сферы (digital divide, online proctoring, school platform). Для корректной интерпретации актуальных терминов образования важно изучить семантические изменения, произошедшие в структуре их значения, так как, например, в условиях пандемии коронавируса актуальные термины области образования иллюстрируют следующие семантические изменения: приобретение нового значения (remote), уточнение ранее употребляемого значения (in-person graduation). Так, например, до пандемии коронавируса не было необходимости в уточнении in-person graduation. Для того чтобы подчеркнуть, что какое-либо мероприятие проходило дистанционно, использовался термин online или remote. Однако во время и после пандемии коронавируса для обозначения очной формы проведения мероприятия стал использоваться термин in-person: in-person exam, in-person class, in-person graduation. Также отмечается семантический сдвиг в структуре значения терминов face-to-face и in-person.
Можно сделать вывод, что цифровая трансформация образования проявляется в большей степени во внедрении в учебный процесс новых инструментов, стратегий, форм обучения, что неизбежно воздействует на терминологию образования. Изменения в глобальной системе образования нашли отражение в терминологии данной сферы: возникновение новые терминов, пересмотр значений существующих терминов. В дальнейшем представляется целесообразным исследование обновлений словарей современного английского языка с целью выявления новых единиц сферы образования, уточнения значения ранее используемых для корректного обозначения актуальных понятий в образовании.
Список источников
1. Andersson P., Mattsson L.-G. Future digitalization of education after COVID-19. URL: https://www.hhs.se/contentassets/419c7b2f06a94ee183bf52ca748c98b5/a54.pdf
2. Назаров В.Л. Цифровая трансформация школьного образования в РФ: управленческие и социально-психологические аспекты / В.Л. Назаров, Д.В. Жердев, Н.В. Авербух; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Екатеринбург : Уральск, 2021. 216 с. ISBN 978-5-7996-3397-4.
3. Непрерывное образование в условиях цифровизации системы образования / М.Н. Гладкова, А.А. Попкова, Н.С. Абрамова, А.А. Лебедева // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2022. № 3(61). С. 27-30. DOI 10.46845/2071-5331-2022-3-61-27-31.
4. Хайруллин Г.Т. О цифровизации образования // Globus: Психология и педагогика. 2020. № 3(38). С. 4–7.