LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Выбор педагогических технологий при обучении английскому языку как иностранному в рамках коммуникативно-когнитивного подхода Choosing pedagogical technologies in communicative-cognitive approach to teaching English as a foreign language

Алексей Анатольевич Мясников
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; средняя школа № 544 Санкт-Петербурга

184
2023-03-20
18:40 - 18:55

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: педагогические технологии; английский язык как иностранный; коммуникативно-когнитивный подход; коммуникативные задания.

Аннотация. Доклад посвящен проблеме выбора педагогических технологий при обучении английскому языку как иностранному в рамках коммуникативно-когнитивного подхода. Характеризуется работа по привлечению разнообразных коммуникативных заданий, направленных на инсценировку ситуаций реального общения и работа по самостоятельному усвоению и повторению учебно-речевого материала.

Keywords: pedagogical technologies; English as a foreign language; communicative-cognitive approach; communicative tasks.

Abstract. This report focuses on choosing pedagogical technologies in communicative-cognitive approach to teaching English as a foreign language. The author characterizes the involvement of a variety of communicative tasks aimed at reenacting real life communication situations and the work aimed at independent assimilation of educational and speech material.

Тезисы

Теоретические аспекты, связанные с разработкой и применением общеобразовательных технологий, непосредственно ассоциируются с именами таких ученых как Б. Блум, Д. Брунер, Д. Хамблин, П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, Ю. К. Бабанский, В. П. Беспалько.
Вместе с тем сама мысль о зависимости учебного процесса от педагогических технологий, т.е. от совокупности способов, применяемых для успешного овладения изучаемым материалом, была, как известно, высказана еще древнеримским педагогом-словесником и методистом Марком Фабием Квинтилианом в работе «О воспитании оратора». К основным способам обучения Квинтилиан относит объяснение (теоретические наставления), подражание и упражнение [Квинтилиан: 1896].
Коммуникативно-когнитивный подход предполагает, с одной стороны, привлечение разнообразных коммуникативных заданий, имитирующих ситуации реального речевого общения, характеризующихся признаками спонтанности, эмоциональности и целенаправленности речевого воздействия. К основным видам коммуникативных заданий относятся: фрейм (frame) — коммуникативная ситуация в соответствии с коммуникативным намерением (например: установление контакта — приветствие, прощание, поздравление; передача информации — сообщение, рассказ; активизация намерения, отношения — просьба, требование, похвала; аргументация — объяснение, доказательство, опровержение); скрипт (script) — законченный сценарий ситуации общения социально-бытовой, социально-культурной, профессиональной сферы; мозговой штурм (brainstorming) — групповая разработка темы или семантического поля понятия в виде слов и отдельных фраз; ролевая игра (roleplay) — освоение общения в пределах социального контакта в условиях максимально близких к условиям реального общения; имитационная игра (imitation game) — выдуманное и разыгранное действие вокруг проблемной ситуации; дискуссия (discussion) — обсуждение темы, предполагающее наличие различных точек зрения [Методика преподавания иностранных языков в вузе: от традиции к современности: 2003, 66 – 77].
С другой стороны, в рамках вышеуказанного подхода параллельно проводится работа по развитию способностей студентов самостоятельно усваивать учебно-речевой материал и выполнять задания, требующие наличия в определенной степени сформированных лексических и грамматических навыков, работа по использованию родного языка в качестве опоры в процессе формирования и совершенствования умений и навыков английского языка, а также работа по формированию умений двухстороннего перевода.
Практика работы показывает, что определенные темы ранее пройденных школьных курсов и вузовских курсов английского языка для неязыковых специальностей нуждаются в повторной проработке. В качестве примера можно привести тему «Постановка общих и специальных вопросов».
В качестве технологий (способов обучения) целесообразно использовать несложные задания, направленные на активизацию и автоматизацию навыков постановки общих и специальных вопросов. (Сформулируйте вопросы к предложениям, задайте вопросы о распорядке дня, вопросы к данным вам ответам, переведите вопросы и пр.).
Выбор педагогических технологий обусловлен такими дидактическими характеристиками применяемой модели обучения как подход, объект и основная единица обучения. Объектом обучения в рамках коммуникативно-когнитивного подхода является речевая деятельность, основной единицей обучения – проблемная ситуация, отражающая картину мира в определенном языковом контексте, а ведущим методом — погружение учащихся в ситуацию общения с целью нахождения решения коммуникативной задачи (Алмазова: 2003, 15).   
Таким образом, эффективность применяемой методики преподавания иностранного языка, актуальность выбранного или созданного учебника или учебного пособия и успешность того или иного занятия по иностранному языку непосредственно связаны с выбором необходимых педагогических технологий [Мясников: 2021, 6]. 
Литература
1. Квинтилиан М. Ф. Правила ораторского искусства. Книга десятая. СПб, 1896. – 47 с.
2. Методика преподавания иностранных языков в вузе: от традиции к современности: Учебное пособие/ Под ред. Т.Ю.Тамбовкиной. — Калинин
град: Изд-во КГУ, 2003. 
— 147 с. 3.
3. Алмазова Н. И. Когнитивные аспекты формирования межкультурной компетентности при обучении иностранному языку в неязыковом вузе. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. 
— СПб: Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2003.  446 с.
4. Мясников А. А. Традиционные и инновационные подходы в преподавании иностранных языков : [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. А. Мясников; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — Электрон. дан. (1,77 Мб). — СПб.: Изд-во СПбУТУиЭ, 2021. — 1 электрон. опт. диск. — Систем. требования: Windows 7/8/10; Adobe Reader.