Предпосылки формирования и оценивания коммуникативной компетенции русского языка в предметной области/Prerequisites for forming and evaluating the Russian language communicative competence in the subject-related area
Михаил Яковлевич Креер
Докладчик
доцент
Финансовый Университет при правительстве России (Санкт-петербургский филиал)
Финансовый Университет при правительстве России (Санкт-петербургский филиал)
Татьяна Валерьевна Сказочкина
Докладчик
преподаватель
Академическая гимназия СПбГУ
Академическая гимназия СПбГУ
2-у
2023-03-18
16:20 -
16:40
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова
коммуникативная компетенция русского языка; предметная область; шкала и критерии оценивания
Russian language competence; subject-related area; assessment criteria and evaluation scale
В данном докладе авторы поднимают вопрос о необходимости владения компетенцией русского языка для формирования предметных и метапредметных навыков. Далее высказывается мысль о том, что развитие русского языка должно проходить в рамках каждой отдельной предметной области, а также необходимости развития не только LOTS, но и HOTS (по классификации Блума навыки мышления низкого и высокого порядка).
In the report, the authors raise the question of the importance of the Russian language competence for the formation of subject and meta-subject skills. Further, it is proved that the Russian language skills should be developed within each separate subject-related area, as well as not only Low Order Thinking Skills, but also High Order Thinking Skills (according to Bloom's classification).
коммуникативная компетенция русского языка; предметная область; шкала и критерии оценивания
Russian language competence; subject-related area; assessment criteria and evaluation scale
В данном докладе авторы поднимают вопрос о необходимости владения компетенцией русского языка для формирования предметных и метапредметных навыков. Далее высказывается мысль о том, что развитие русского языка должно проходить в рамках каждой отдельной предметной области, а также необходимости развития не только LOTS, но и HOTS (по классификации Блума навыки мышления низкого и высокого порядка).
In the report, the authors raise the question of the importance of the Russian language competence for the formation of subject and meta-subject skills. Further, it is proved that the Russian language skills should be developed within each separate subject-related area, as well as not only Low Order Thinking Skills, but also High Order Thinking Skills (according to Bloom's classification).
Тезисы
На современном этапе развития общества формируются новые образовательные тренды в рамках «Концепции модернизации российского образования» [1]. В данной концепции, включающей в себя идеи современной мировой науки об образовании, на первое место поставлены задачи формирования и развития в учащемся когнитивных (познавательных и творческих) компетенций и личностных свойств, а также его духовно-нравственное развитие согласно образовательному законодательству РФ. Эта концепция гармонично переплетается с системой образования на всех уровнях.
В данном исследовании личность учащегося воспринимается через коммуникацию, которая в свою очередь состоит из мышления и речи. Мышление и речь представляет собой взаимосвязанные механизмы влияния на когнитивные и творческие процессы. Устная и письменная форма выражения мыслей свидетельствует об уровне практико-ориентированных знаний, которым не только необходимо научить, но и которые можно и необходимо проверить. Таким образом, в системе образования необходимо обеспечить четкую взаимосвязь между диагностикой, обучением и контролем. В зарубежной системе образования ключевыми терминами процесса диагностики являются контроль и оценивание сформированных компетенций, которые осуществляются с помощью тестов. В российской системе образования диагностика имеет более широкий и глубокий смысл, чем понятие контроль. Тесты же используется фрагментарно, в частности, для проверки и контроля предметных компетенций.
Чтобы определить уровень владения русским языком необходима точка отсчета — определенная шкала оценивания и критерии оценки. Таким образом, с одной стороны, должна быть шкала и ключи оценивания для диагностики знаний (практико-ориентированные знания (ПОЗ)). С другой стороны, должна быть шкала и критерии оценивания для практико-ориентированных умений.
В учебном процессе происходит взаимовлияние, интерференция развития коммуникативных способностей и предметных знаний. В этом симбиозе происходит формирование и развитие мотивации учащегося как основного рычага образовательного процесса. Предметное мышление формируется с помощью алгоритмов, которые в свою очередь, закладываются посредством речи, содержащей определенные паттерны и готовые речевые модели, а также предметно-ориентированные клише. Ребенок усваивает эти модели от преподавателя через устную речь путем многократного повторения и учится применять их в устной и письменной форме с учетом норм русского языка. (стилистика, синтаксис, фонетика, грамматика, орфография и т. д.) [2] Интенсивное письмо, регулярное устное общение с преподавателями-предметниками, а также интенсивное чтение, занятие языками и развитие математических способностей являются условиями формирования целостности личности. Целостность личности является предпосылкой для дальнейшего создания смыслообразов, а также развития предметных и когнитивных компетенций. Когнитивные способности опираются на механизмы памяти, которые в процессе взросления индивида должны смениться доминированием понятийно-абстрактного и системного мышления. Развитие родного языка должно проходить в рамках каждой отдельной дисциплины, а именно, предметной области.
На современном этапе развития российской методологии. Необходимо ориентироваться на приоритет коммуникативной компетенции в формировании и развитии личностного потенциала обучающегося в образовательном процессе.Исследование и поиск образовательных технологий 21 в. в личностно-ориентированного развития и всех тенденций, связанных с ним, отражается в государственном образовательном стандарте, который заявляет, как о предметных и метапредметных компетенциях (или ожидаемые результаты), так и личностных.Развитие коммуникативной компетенции связано с развитием мышления и речи, что, в свою очередь раскрывает личностный потенциал каждого обучающегося. Вокруг ученика формируется определенная социокультурная среда, в которой он видит свои склонности, способности, а также пути дальнейшего развития, авторитеты, идеалы и личностные и профессиональные цели. Для взаимодействия с этой социокультурной средой учащемуся необходимо владеть социо-культурной компетенцией, как частью коммуникативной.При этом необходима система обратной связи со стороны преподавателя и самодиагностики со стороны самого ученика. Эта система, построенная на современных принципах контроля, тестирования и оценивания, которая должна быть понятна и доступна всем участникам образовательного процесса в современных условиях.Преподаватель является той самой первой фигурой на пути личностного развития учащегося. Ничто так не формирует его личность, как личность преподавателя, которая является примером для подражания в его владении коммуникативной компетенции.Личность обучающегося состоит из его индивидуальности с одной стороны, а с другой стороны взаимной интеграции данного индивида в общество и наоборот. Задача системы образования выявить потенциал личности и обеспечить устойчивую его взаимосвязь с образовательным процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации общего образования. / Л.Л. Любимов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — Современная аналитика образования. № 2 (32).
2. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714"О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации".
В данном исследовании личность учащегося воспринимается через коммуникацию, которая в свою очередь состоит из мышления и речи. Мышление и речь представляет собой взаимосвязанные механизмы влияния на когнитивные и творческие процессы. Устная и письменная форма выражения мыслей свидетельствует об уровне практико-ориентированных знаний, которым не только необходимо научить, но и которые можно и необходимо проверить. Таким образом, в системе образования необходимо обеспечить четкую взаимосвязь между диагностикой, обучением и контролем. В зарубежной системе образования ключевыми терминами процесса диагностики являются контроль и оценивание сформированных компетенций, которые осуществляются с помощью тестов. В российской системе образования диагностика имеет более широкий и глубокий смысл, чем понятие контроль. Тесты же используется фрагментарно, в частности, для проверки и контроля предметных компетенций.
Чтобы определить уровень владения русским языком необходима точка отсчета — определенная шкала оценивания и критерии оценки. Таким образом, с одной стороны, должна быть шкала и ключи оценивания для диагностики знаний (практико-ориентированные знания (ПОЗ)). С другой стороны, должна быть шкала и критерии оценивания для практико-ориентированных умений.
В учебном процессе происходит взаимовлияние, интерференция развития коммуникативных способностей и предметных знаний. В этом симбиозе происходит формирование и развитие мотивации учащегося как основного рычага образовательного процесса. Предметное мышление формируется с помощью алгоритмов, которые в свою очередь, закладываются посредством речи, содержащей определенные паттерны и готовые речевые модели, а также предметно-ориентированные клише. Ребенок усваивает эти модели от преподавателя через устную речь путем многократного повторения и учится применять их в устной и письменной форме с учетом норм русского языка. (стилистика, синтаксис, фонетика, грамматика, орфография и т. д.) [2] Интенсивное письмо, регулярное устное общение с преподавателями-предметниками, а также интенсивное чтение, занятие языками и развитие математических способностей являются условиями формирования целостности личности. Целостность личности является предпосылкой для дальнейшего создания смыслообразов, а также развития предметных и когнитивных компетенций. Когнитивные способности опираются на механизмы памяти, которые в процессе взросления индивида должны смениться доминированием понятийно-абстрактного и системного мышления. Развитие родного языка должно проходить в рамках каждой отдельной дисциплины, а именно, предметной области.
На современном этапе развития российской методологии. Необходимо ориентироваться на приоритет коммуникативной компетенции в формировании и развитии личностного потенциала обучающегося в образовательном процессе.Исследование и поиск образовательных технологий 21 в. в личностно-ориентированного развития и всех тенденций, связанных с ним, отражается в государственном образовательном стандарте, который заявляет, как о предметных и метапредметных компетенциях (или ожидаемые результаты), так и личностных.Развитие коммуникативной компетенции связано с развитием мышления и речи, что, в свою очередь раскрывает личностный потенциал каждого обучающегося. Вокруг ученика формируется определенная социокультурная среда, в которой он видит свои склонности, способности, а также пути дальнейшего развития, авторитеты, идеалы и личностные и профессиональные цели. Для взаимодействия с этой социокультурной средой учащемуся необходимо владеть социо-культурной компетенцией, как частью коммуникативной.При этом необходима система обратной связи со стороны преподавателя и самодиагностики со стороны самого ученика. Эта система, построенная на современных принципах контроля, тестирования и оценивания, которая должна быть понятна и доступна всем участникам образовательного процесса в современных условиях.Преподаватель является той самой первой фигурой на пути личностного развития учащегося. Ничто так не формирует его личность, как личность преподавателя, которая является примером для подражания в его владении коммуникативной компетенции.Личность обучающегося состоит из его индивидуальности с одной стороны, а с другой стороны взаимной интеграции данного индивида в общество и наоборот. Задача системы образования выявить потенциал личности и обеспечить устойчивую его взаимосвязь с образовательным процессом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция модернизации общего образования. / Л.Л. Любимов; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — М.: НИУ ВШЭ, 2020 — Современная аналитика образования. № 2 (32).
2. Постановление Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 714"О порядке утверждения норм современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации, правил русской орфографии и пунктуации".