Использование технологии Mind Map в обучении ESP (на примере лексической темы Crime and Punishment) Mind Map technology in ESP teaching (in the context of Crime and Punishment topic)
Галина Юрьевна Ниязова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
412
2023-03-15
11:00 -
11:20
Ключевые слова, аннотация
В статье рассматривается применение метода Mind Map в обучении английскому языку для
специальных целей студентов 2 курса факультета международных отношений СПбГУ.
За основу применения метода на занятиях взята книга автора технологии — Тони
Бьюзана. Для создания интеллект карты автор статьи предлагает использовать
компьютерные программы, находящиеся в открытом доступе.
Интеллект карта; Mind Map; ESP; радиальная структура; методика преподавания иностранных языков
The article touches upon Mind Map technology in ESP teaching. The method is used for the second-year students of the school of international relations of SPb State University. The work is based on the book written by the person who popularized the method – Tony Buzan. Special attention is paid to educative potential of mind mapping technology. The author of the article introduces freely available computer programs which can be used for creating mind maps.
Mind Map; ESP; radial structure; teaching languages
Интеллект карта; Mind Map; ESP; радиальная структура; методика преподавания иностранных языков
The article touches upon Mind Map technology in ESP teaching. The method is used for the second-year students of the school of international relations of SPb State University. The work is based on the book written by the person who popularized the method – Tony Buzan. Special attention is paid to educative potential of mind mapping technology. The author of the article introduces freely available computer programs which can be used for creating mind maps.
Mind Map; ESP; radial structure; teaching languages
Тезисы
Дистанционный формат обучения показал значимость
информационных технологий и существенную пользу от их применения как для
педагога, так и для обучающегося. Сейчас, при возвращении очного формата
обучения, несомненно, преподавателю не следует отказываться как от навыков
использования информационных технологий, так и от возможностей формирования
многомерной образовательной среды в учебном заведении.
Современные педагогические технологии, ориентированные
на обучающихся, учитывают их интересы и потребности, способствуют развитию
мышления, памяти и творческих способностей, обладая не только образовательным,
но и воспитательным потенциалом. Использование интеллект-карт, несомненно, является
таким методом. «В результате использования данного метода на уроках английского
языка создается положительная мотивация к овладению иностранным языком, происходит
организация групповой и индивидуальной деятельности учащихся, осуществляется
дифференцированный подход. Учащиеся учатся пользоваться дополнительными
источниками информации, при этом сокращается время на понимание и запоминание
объемного материала. Обработанная таким образом информация позволяет более
успешно подготовиться к итоговой аттестации» [Котова О. Г., Коковина Е. В. 2017:
31].
Использование интеллект карт развивает у обучающихся умение отличать точность и ценность информации, умение, которое потом можно успешно применять не только при изучении иностранного языка, в частности, и не только при обучении вообще. «Интеллект-карта — это аналитический инструмент, поскольку применима для решения любой проблемы. Благодаря ассоциативной логике, интеллект-карта переходит сразу к сути вопроса. Она позволяет видеть масштабную картину. С одной стороны, она дает возможность сосредоточиться на деталях, а с другой – обеспечивает перспективу» [Бьюзен 2021: 20].
Таким образом, мы рассматриваем применение технологии Mind Map на занятиях по английскому языку для второго курса обучающихся факультета международных отношений. Выбор лексической темы продиктован тем, что, во-первых, неизменно вызывает интерес обучающихся независимо от их уровня владения иностранным языком, во-вторых, позволяет разделить тему на две части, где на примере первой лексической части — Crime — преподаватель объясняет основные принципы составления интеллект карты, а вторую часть — Punishment — обучающие самостоятельно оформляют в виде Mind Map.
Техника mind map использовалась с середины 60-х гг. XX в. Для изучения и понимания особенностей создания интеллект карты мы обратимся к книге Тони Бьюзена (создателя метода структурирования и запоминания информации) «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменты мышления»[2], поскольку при неправильном использовании техники она утрачивает свою эффективность. Так же на начальном этапе мы считает релевантным использование готовых интеллект карт для формирования лучшего понимания и применения метода у обучающихся.
Для создания интеллект карты мы будем использовать сайт mindmeister.com, позволяющую не только дополнять сложную диаграмму, но и участвовать в её составлении большому количеству людей. На данный момент сайт предоставляет возможность создания бесплатно трех интеллект карт. Таким образом, в зависимости от формы организации занятий, появляется возможность презентовать результаты индивидуальной работы или групповой работы студентов, а также проводить фронтальную работу.
Технологию можно использовать как для структурирования новой информации, так и для проверки знаний обучающихся, интеллект карты могут быть применены как на занятии, так и в качестве домашнего задания. Не следует воспринимать интеллект карты как упрощение сложного текста, дискредитирующего специалиста. «Ментальные карты — это своеобразное отражение профессионализма. Технология Mind Mapping способна отразить навыки планирования, управления временем и умения визуализировать устную или письменную информацию. Это важный инструмент в работе специалистов различных областей, и многие пользуются данной технологией, чтобы грамотно распоряжаться временем, отведенным на образовательную деятельность. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента» [Ахмедова Э.М. 2020: 311].
Список литературы:
1. Ахмедова Э.М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект карт (Mind Map) в педагогическом процессе. Мир науки, культуры и образования, № 2 (81). Москва, 2020. С. 310–312.
2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменты мышления. Москва, 2021.
3. Котова О.Г., Коковина Е.В. Интеллект карты на уроках английского языка// Проблемы современной науки и образования, № 35 (117). 2017. С.27–31.
Использование интеллект карт развивает у обучающихся умение отличать точность и ценность информации, умение, которое потом можно успешно применять не только при изучении иностранного языка, в частности, и не только при обучении вообще. «Интеллект-карта — это аналитический инструмент, поскольку применима для решения любой проблемы. Благодаря ассоциативной логике, интеллект-карта переходит сразу к сути вопроса. Она позволяет видеть масштабную картину. С одной стороны, она дает возможность сосредоточиться на деталях, а с другой – обеспечивает перспективу» [Бьюзен 2021: 20].
Таким образом, мы рассматриваем применение технологии Mind Map на занятиях по английскому языку для второго курса обучающихся факультета международных отношений. Выбор лексической темы продиктован тем, что, во-первых, неизменно вызывает интерес обучающихся независимо от их уровня владения иностранным языком, во-вторых, позволяет разделить тему на две части, где на примере первой лексической части — Crime — преподаватель объясняет основные принципы составления интеллект карты, а вторую часть — Punishment — обучающие самостоятельно оформляют в виде Mind Map.
Техника mind map использовалась с середины 60-х гг. XX в. Для изучения и понимания особенностей создания интеллект карты мы обратимся к книге Тони Бьюзена (создателя метода структурирования и запоминания информации) «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменты мышления»[2], поскольку при неправильном использовании техники она утрачивает свою эффективность. Так же на начальном этапе мы считает релевантным использование готовых интеллект карт для формирования лучшего понимания и применения метода у обучающихся.
Для создания интеллект карты мы будем использовать сайт mindmeister.com, позволяющую не только дополнять сложную диаграмму, но и участвовать в её составлении большому количеству людей. На данный момент сайт предоставляет возможность создания бесплатно трех интеллект карт. Таким образом, в зависимости от формы организации занятий, появляется возможность презентовать результаты индивидуальной работы или групповой работы студентов, а также проводить фронтальную работу.
Технологию можно использовать как для структурирования новой информации, так и для проверки знаний обучающихся, интеллект карты могут быть применены как на занятии, так и в качестве домашнего задания. Не следует воспринимать интеллект карты как упрощение сложного текста, дискредитирующего специалиста. «Ментальные карты — это своеобразное отражение профессионализма. Технология Mind Mapping способна отразить навыки планирования, управления временем и умения визуализировать устную или письменную информацию. Это важный инструмент в работе специалистов различных областей, и многие пользуются данной технологией, чтобы грамотно распоряжаться временем, отведенным на образовательную деятельность. А то, что ментальными картами пользуются многие во всем мире, является показателем эффективности этого инструмента» [Ахмедова Э.М. 2020: 311].
Список литературы:
1. Ахмедова Э.М. Актуальные аспекты использования технологии интеллект карт (Mind Map) в педагогическом процессе. Мир науки, культуры и образования, № 2 (81). Москва, 2020. С. 310–312.
2. Бьюзен Т. Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменты мышления. Москва, 2021.
3. Котова О.Г., Коковина Е.В. Интеллект карты на уроках английского языка// Проблемы современной науки и образования, № 35 (117). 2017. С.27–31.