Глагол «поддержать» в русском языке (когнитивно-дискурсивный подход)
Алина Андреевна Галюк
Докладчик
преподаватель
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
Военно-медицинская академия имени С. М. Кирова
205
2023-03-14
17:30 -
17:45
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова: когнитивно-дискурсивный
анализ; глагол; когнитивная структура; языковая картина мира
Аннотация:
Доклад посвящен описанию
феномена поддержки в русском языке посредством анализа слова-репрезентанта «поддержать»
с позиции когнитивной лингвистики. Материалом для исследования послужили данные
толковых словарей русского языка, контексты «Национального корпуса русского
языка», интернет-источники. В результате исследования обнаружены ключевые
когнитивно-дискурсивные характеристики лексемы, смоделирована когнитивная
структура глагола.
Тезисы
Оказание
поддержки — базовое понятие как в лингвистическом, так и в экстралингвистическом
пространстве в различных языках, однако, будучи универсальным явлением, данное
понятие может отражать различные когнитивные структуры в каждом языке.
Целью
исследования явилось определение основных семантико-когнитивных, дискурсивных и
ситуативных характеристик глагола поддержать в русском языке для выявления
когнитивной модели единицы, ее денотативного пространства. Выбор данной части
речи при анализе феномена поддержки объясняется, прежде всего, акциональной
природой исследуемой категории.
В
качестве ведущего метода анализа был выбран когнитивно-дискурсивный подход. Он
подразумевает многоаспектное описание языковых феноменов как фактов познания и
коммуникации с учетом ситуативной обусловленности речевой деятельности человека
[Финикова 2018: 24]. Интегративный характер названного подхода обусловлен
учетом не только собственно лингвистических, но и экстралингвистических
факторов [Авдеева 2020: 18-19].
Анализ
глагола поддержать включал следующие этапы: 1) лексикографическая
характеристика лексемы; 2) рассмотрение контекстов употребления единицы, представленных
в «Национальном корпусе русского языка» и источниках интернета, а также
ситуаций использования; 3) определение базовых признаков лексической единицы
посредством когнитивно-дискурсивного анализа; 3) конструирование когнитивной
модели глагола.
Лексема
поддержать, согласно данным толковых словарей, имеет два
лексико-семантических варианта: 1) ‘придержать кого-либо или что-либо, не дав
упасть’; 2) ‘помочь’, при этом отмечается моральный характер данной помощи, ее
связь с ободрением и вселением уверенности в человека [МАС, III: 184]. По принципу дополнительности, представленные значения связаны
тем, что человек оказывает содействие другому в сложных ситуациях, но в первом
случае помощь носит буквальный физический характер, наблюдается мгновенный
характер действия, что обусловлено резким падением человека, а во втором
значении наблюдается нивелирование прочной связи с соматическим кодом, что и
привело к разграничению данных категорий.
Глагол
поддержать как репрезентант когнитивной модели «оказать человеку помощь
в сложной ситуации» может вербализовать ситуацию помощи в критической ситуации,
имеющей общечеловеческую значимость (война, стихийные бедствия). В этом случае
поддержка осуществляется за счет доброго отношения и конкретных действий
субъекта. Как правило, субъект или объект одновременно оказываются в указанных ситуациях
или же у субъекта ранее отмечался опыт пребывания в экстремальной ситуации.
Выделяются
индивидуальные критические ситуации (личное горе человека). Способы помощи
варьируются: это могут быть слова поддержки, сказанные в контактной или
дистантной форме, действия, направленные на решение проблемы человека.
Обнаруживается идея о взаимной поддержке: подразумевается, что если индивид
поддержал человека, то последний тоже должен помочь в трудных обстоятельствах.
Частотно
использование глагола поддержать в религиозном дискурсе, подчеркивается,
что поддержка — это возможность, позволяющая людям сблизиться.
Поддержка
может оказываться не только на эмоциональном, но и на материальном уровне.
Бинарный характер поддержки фиксируется в узле фрейма «способы помощи».
Выделяются
ситуации, сопряженные с личностным развитием людей, при этом объектом поддержки
является начинающий специалист (исполнитель, поэт, бизнесмен, учитель), субъект
же представляет собой опытного или влиятельного человека, который оказывает
помощь преимущественно невербальными способами, а именно посредством действий
или материальных вложений.
Субъектом
и объектом поддержки является взрослый человек или определенное количество
людей. Часто при глаголе выступают наречия образа действия, меры и степени (весомо,
очень; дополнительно, всячески, духовно, морально, психологически, материально),
что закрепляется в терминале фрейма «характер поддержки». В этот узел также
входит информация о вербальном или невербальном способе помощи.
Публицистический
дискурс демонстрирует контексты, в которых субъектно-объектные отношения
глагола поддержать детерминируются исключительно финансовой поддержкой,
при этом субъектом выступает как одушевленное, так и неодушевленное
существительное. Обнаруживается ситуативная вариативность: помощь оказывается
не только в личных и социальных критических ситуациях, но и в спокойных
жизненных обстоятельствах с целью финансового обеспечения.
Таким
образом, представление о поддержке, вербализованное глаголом поддержать, в русском языковом сознании
основывается на осуществлении в сложных для индивида или общества ситуациях
речевых и неречевых действий, имеющих духовные или материальные основания. В
разных типах дискурса фиксируется идея о поддержке при наставничестве, взаимной
поддержке, важности помощи для духовного сближения людей. В публицистических
текстах чаще отмечается финансовая обусловленность поддержки. Прототипический
сценарий глагола моделируется следующим образом: наличие у человека проблемы — финансовая, моральная или невербальная помощь от другого человека — разрешение
проблемы / улучшение психо-эмоционального состояния. В ситуации финансирования
скрипт претерпевает изменения: отсутствие нужного количества денег при
реализации проектов — решение о материальном обеспечении – финансовая помощь –
реализация проектов.
Литература:
1. Авдеева М.Д. Когнитивно-дискурсивный аспект семантики глаголов лексико-семантической
группы «СВЕЧЕНИЕ»: Дис. … канд. филол. наук. Мытищи, 2020. 189 с.
2. Словарь русского языка. Т. I-IV. М: «Русский язык», 1985—1988.
3.
Финикова И. В. Методология когнитивно-дискурсивного анализа в
современной лингвистике // Актуальные вопросы современной науки: Сборник статей
по материалам XIII международной научно-практической конференции. В 3-х частях,
Томск, 19 июня 2018 года. Томск: ООО Дендра, 2018. С. 19—27.