LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Преимущества лингвокогнитивного подхода к изучению особенностей предлогов временной протяжённости /Advantages of the Linguo-cognitive approach to the study of the time-length prepositions

Хуаньхуань Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

204
2023-03-16
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: когнитивный подход к изучению языка; предлоги; время; предлоги временной протяжённости; русский язык.
Аннотация. Предлоги временной протяжённости широко используются в русском языке,однако существует мало лингвистических исследований предлогов этой группы. В статье рассматриваются особенности и преимущества изучения предлогов временной протяженности с точки зрения лингвокогнитивного подхода.
Keywords: cognitive approach to the study of language; prepositions; time; prepositions of temporal extent; Russian language.
Abstract.Time-length prepositions are widely used in the Russian language, but there is little linguistic research on prepositions of this group. The article discusses the features and advantages of studying time-length prepositions from the point of view of the linguocognitive approach.

Тезисы

Современные лингвистические исследования все больше характеризуются междисциплинарным характером. В этом случае язык уже не считается самостоятельным, автономным явлением согласно системно-структурной парадигме, а рассматривается «в тесной связи с самим субъектом восприятия, познания, мышления и поведения — человеком» (Лещева 2014: 8). В основе когнитивного подхода к языку лежит его понимание как общего когнитивного механизма, инструмента — системы знаков, исследующей модели сознания, связанные с познавательными процессами. В рамках когнитивной лингвистики открываются инновационные подходы к изучению языка, его концептов и категорий. Время является одним из важнейших универсальных концептов. Характер протекания времени отражается в языке разными формами. Одна из категорий  временная протяженность. Теоретические основы когнитивной лингвистики помогают лучше понять предлоги временной протяжённости. Лингвокогнитивный подход к изучению предлогов временной протяженности предоставляет больше возможностей для углублённого изучения этой части речи. Части речи, как отмечает Е.С. Кубрякова, это особый речемыслительный феномен: они связаны с определенными содержательными структурами знания, созданными для дальнейшего участия в актах коммуникации, т. е. представляют синтез когнитивного и коммуникативного начала. Категории и единицы языка  должны обладать обоими этими свойствами (Кубрякова: 3839). Предлог — служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом, выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений, числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. В русском языке предлоги являются одним из типов многозначных слов, у которых богатая система семантики. Предлоги временной протяжённости как один из типов предлогов востребован и  широко используется в русском языке. В лексике предлоги изучали в русле традиционной лингвистики: изучали их происхождение, структурные особенности, семантику. Но с точки зрения идей когнитивного направления исследование этой части речи только начинается. В соответствии с когнитивным подходом к изучению языка, предлог является результатом концептуализации опыта человека при взаимодействии с внешним миром. В процессе познанием человеком реальных объектов мира при осмыслении различных параметров пространства, объектов, их местоположений и сложных взаимосвязей в языковом сознании человека появился предлог как языковая единица для выражения определенных концептуальных значений в коммуникации. Предлоги выражают основные представления, воспринимаемые человеком на начальном этапе когнитивного воздействия, участвуют в процессах категоризации и концептуализации сознанием человека окружающего мира. Изучение предлогов временной протяжённости с когнитивной точки зрения имеют свои особенности, которые, в первую очередь, связаны с объяснением и описанием процесса формирования их семантики, их когнитивными характеристиками в сознании человека. В рамках современной когнитивной лингвистики одной из важных теорий является теория метафоры. Метафоры как языковые выражения, по мнению Лакоффа и Джонсона, заложены в понятийной системе человека, мышление человека метафорично. Метафорические выражения признаются важным инструментом исследования понятийной системы человека (Скребцова 2018: 44). Когнитивная структура реальных предметов может быть спроецирована на когнитивную структуру новых предметов для построения нового значения. Основываясь на образ-схеме, посредством пространственной метафоры предлоги проецируют семантику из пространственной области во временную область и образуют предлоги временной протяженности, тем самым осуществляется расширение семантики. Таким образом, теоретические основы когнитивной лингвистики помогают лучше понять предлоги временной протяжённости. К основным преимуществам изучения предлогов временной протяжённости с когнитивной точки зрения можно отнести следующие: с использованием теорий образ-схемы, метафоры и других когнитивных методологий можно получить доступ к пониманию принципов функционирования языкового  сознания человека, к процессу осознания концепта временной протяжённости, а также изучить процесс репрезентации предлогами данного концепта в речи,  можно проводить углублённое исследование лексической и грамматической семантики предлогов данной группы. Новые направления в лингвистике раскрывают новые возможности в изучении частей речи и новые аспекты в методике их анализа. Изучение предлогов временной протяженности с лингвокогнитивной точки зрения даёт значительно больше возможностей в объяснении их формирования в языковом сознании носителей русского языка, и описании лексической и грамматической их семантики. Полученные результаты такого исследования помогут иностранным учащимся русского языка  более ярко понять и изучить предлоги данной группы.
Литература:
1. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука /Е.С.Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. —  № 4. — С. 34–47. 2. Лещева Л.М. Лексическая полисемия в когнитивном аспекте. — М.:  Языки славянской культуры; Знак, 2014. — 256 с.
3. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы — М.: Издательский дом ЯСК, 2018 — 392 с.