Преимущества лингвокогнитивного подхода к изучению особенностей предлогов временной протяжённости /Advantages of the Linguo-cognitive approach to the study of the time-length prepositions
Хуаньхуань Ли
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет
Санкт-Петербургский государственный университет
204
2023-03-16
16:00 -
16:20
Ключевые слова, аннотация
Ключевые слова:
когнитивный подход к изучению языка; предлоги; время; предлоги временной
протяжённости; русский язык.
Аннотация. Предлоги временной протяжённости широко используются в русском языке,однако существует мало лингвистических исследований предлогов этой группы. В статье рассматриваются особенности и
преимущества изучения предлогов временной протяженности с точки зрения лингвокогнитивного
подхода.
Keywords: cognitive approach to the study of language;
prepositions; time; prepositions of temporal extent; Russian language.
Abstract.Time-length prepositions are widely used in the Russian language, but there is little linguistic research on prepositions of this group. The article discusses the features and advantages of studying time-length prepositions from the point of view of the linguocognitive approach.
Тезисы
Современные
лингвистические исследования все больше характеризуются междисциплинарным
характером. В этом случае язык уже не считается самостоятельным, автономным
явлением согласно системно-структурной парадигме, а рассматривается «в тесной
связи с самим субъектом восприятия, познания, мышления и поведения — человеком» (Лещева 2014:
8). В основе когнитивного подхода к языку лежит его понимание как общего
когнитивного механизма, инструмента — системы знаков, исследующей модели
сознания, связанные с познавательными процессами.
В рамках когнитивной лингвистики открываются инновационные подходы к изучению языка, его концептов и категорий. Время является
одним из важнейших универсальных концептов. Характер протекания времени
отражается в языке разными формами. Одна из категорий — временная протяженность. Теоретические основы когнитивной лингвистики помогают
лучше понять предлоги временной протяжённости.
Лингвокогнитивный
подход к изучению предлогов временной протяженности предоставляет больше
возможностей для углублённого изучения этой части речи. Части речи, как
отмечает Е.С. Кубрякова, это особый речемыслительный феномен: они связаны с
определенными содержательными структурами знания, созданными для дальнейшего
участия в актах коммуникации, т. е. представляют синтез когнитивного и
коммуникативного начала. Категории и единицы языка должны обладать обоими этими свойствами
(Кубрякова: 38–39).
Предлог —
служебная часть речи, обозначающая отношение между объектом и субъектом,
выражающая синтаксическую зависимость имен существительных, местоимений,
числительных от других слов в словосочетаниях и предложениях. В русском языке
предлоги являются одним из типов многозначных слов, у которых богатая система
семантики. Предлоги временной протяжённости как один из типов предлогов востребован
и широко используется в русском языке.
В лексике предлоги
изучали в русле традиционной лингвистики: изучали их происхождение, структурные
особенности, семантику. Но с точки зрения идей когнитивного направления
исследование этой части речи только начинается.
В соответствии с
когнитивным подходом к изучению языка, предлог является результатом
концептуализации опыта человека при взаимодействии с внешним миром. В процессе
познанием человеком реальных объектов мира при осмыслении различных параметров
пространства, объектов, их местоположений и сложных взаимосвязей в языковом
сознании человека появился предлог как языковая единица для выражения определенных
концептуальных значений в коммуникации. Предлоги выражают основные
представления, воспринимаемые человеком на начальном этапе когнитивного
воздействия, участвуют в процессах категоризации и концептуализации сознанием
человека окружающего мира.
Изучение предлогов
временной протяжённости с когнитивной точки зрения имеют свои особенности,
которые, в первую очередь, связаны с объяснением и описанием процесса
формирования их семантики, их когнитивными характеристиками в сознании человека.
В рамках современной когнитивной лингвистики одной из
важных теорий является теория метафоры. Метафоры как языковые выражения, по
мнению Лакоффа и Джонсона, заложены в понятийной системе человека, мышление
человека метафорично. Метафорические выражения признаются важным инструментом
исследования понятийной системы человека (Скребцова 2018: 44). Когнитивная структура реальных предметов
может быть спроецирована на когнитивную структуру новых предметов для
построения нового значения. Основываясь на образ-схеме, посредством
пространственной метафоры предлоги проецируют семантику из пространственной
области во временную область и образуют предлоги временной протяженности, тем
самым осуществляется расширение семантики. Таким образом, теоретические основы
когнитивной лингвистики помогают лучше понять предлоги временной протяжённости.
К основным преимуществам изучения предлогов временной
протяжённости с когнитивной точки зрения можно отнести следующие: с использованием теорий образ-схемы, метафоры
и других когнитивных методологий можно получить доступ к пониманию принципов
функционирования языкового сознания человека, к процессу осознания концепта
временной протяжённости, а также изучить процесс репрезентации предлогами
данного концепта в речи, можно проводить
углублённое исследование лексической и грамматической семантики предлогов
данной группы.
Новые направления
в лингвистике раскрывают новые возможности в изучении частей речи и новые
аспекты в методике их анализа. Изучение предлогов временной протяженности с
лингвокогнитивной точки зрения даёт значительно больше возможностей в
объяснении их формирования в языковом сознании носителей русского языка, и
описании лексической и грамматической их семантики. Полученные результаты
такого исследования помогут иностранным учащимся русского языка более ярко понять и изучить предлоги данной
группы.
Литература:
1. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука /Е.С.Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 34–47. 2. Лещева Л.М. Лексическая полисемия в когнитивном аспекте. — М.: Языки славянской культуры; Знак, 2014. — 256 с.
3. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы — М.: Издательский дом ЯСК, 2018 — 392 с.
Литература:
1. Кубрякова Е.С. Начальные этапы становления когнитивизма: лингвистика — психология — когнитивная наука /Е.С.Кубрякова // Вопросы языкознания. — 1994. — № 4. — С. 34–47. 2. Лещева Л.М. Лексическая полисемия в когнитивном аспекте. — М.: Языки славянской культуры; Знак, 2014. — 256 с.
3. Скребцова Т.Г. Когнитивная лингвистика: классические теории, новые подходы — М.: Издательский дом ЯСК, 2018 — 392 с.