LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Функции вводных слов при интерпретации эпистемической модальности в современном медиадискурсе

Хаотун Лю
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

9 линия
2023-03-17
17:45 - 18:00

Ключевые слова, аннотация

Ключевые слова: медиадискурс; медийная коммуникация; эпистемическая модальность; вводное слово. 
Аннотация: работа посвящена рассмотрению вводных единиц как одному из способов выражения эпистемической модальности на материале современного русскоязычного медиадискурса. Выясняются основные функции вводных слов при формировании разных типов современной медийной коммуникации.

Тезисы

В настоящее время формируется новейшее медийное пространство, где объединены различные современные сообщества, при этом медиадискурс является главным каналом передачи информации и господствующим способом воздействия на его аудиторию. В рамках нашей работы понятие медиадискурса рассматривается как особый вид коммуникации, в котором отражается как процесс речемыслительной деятельности, так и результат данной деятельности, в его структуру включаются собственно лингвистические и экстралингвистические параметры [Добросклонская 2020: 110].
При формировании современного медиадискурса речемыслительная деятельность направлена на обработку медиатекста, который представляет собой результат медиаобщения. В процессе создания медиатекста есть определённые этапы, которые ориентированы на осуществление глобальной или локальной коммуникативной стратегии, тем самым на реализацию коммуникативных целей коммуниканта.
В процессе медийной коммуникации наиболее важным моментом является планирование коммуникативных действий, в связи с этим важно помнить о различной степени готовности плана общения в разных типах современного медиадискурса. Можно отметить, что в газетном варианте проявляется высочайшая степень готовности планирования, поскольку между коммуникантами не имеется прямой связи, до начала общения весь план автора уже реализован в виде медиатекста. Что касается жанров подкаста и видеоблога, которые представляются новейшими средствами медиаобщения, то необходимо упомянуть спонтанность речевых поведений, поскольку общение в таких случаях может быть частично спонтанным или полностью спонтанным. Здесь планирования меньше, чем в традиционном варианте.
Субъективная модальность как функционально-семантическая категория [Виноградов 1975: 53-87] играет важную роль для формирования современного медиадискурса. Несмотря на то, что семантика субъективной модальности факультативна, однако модусный компонент является существенным признаком высказывания, поскольку семантика данной категории заключена в модусный компонент, с помощью которого отражается собственное отношение коммуниканта к сообщаемому. Можно отметить, что выражения эпистемической модальности являются главными модусными, составляющими высказывания, и представляют собой один из способов реализации коммуникативной стратегии в данном изученном дискурсе.
К эпистемической модальности можно отнести следующие модальные значения: утверждение, убеждение, предположение, опасение, сомнение и т. д., которые представляют собой различные микрополя в функционально-семантическом поле достоверности/недостоверности [Беляева 1990: 157]. Описание данного типа функционально-семантического поля представляется в ядерно-периферийной композиции. К ядру принято отнести лексические средства, а на периферии располагаются синтаксические и интонационные средства. В общей системе субъективной модальности выражение эпистемической модальности имеет осложнённую и комплексную структуру, поскольку данная категория также взаимосвязана с другими категориями субъективной модальности, в том числе категория оценки и категория эмотивности.
При современной медийной коммуникации употребляется множество персуазивных и презумптивных средств, расположенных на различных уровнях языка. В рамках нашей работы выделенные средства рассматриваются как дискурсивные маркеры, которые, с одной стороны, структурируют современный медиадискурс, с другой стороны, передают собственное отношение коммуниканта к сообщаемому [Манаенко 2018: 129].
Следует выделить следующие основные группы лексических средств: вводное слово, модальная частица, оценочная лексика, междометие, неопределённое местоимение и фразеологическая единица. Также активно употребляются грамматические и синтаксические средства: сослагательное наклонение глагола, риторический вопрос и сложная синтаксическая конструкция.
При выражении эпистемической модальности в медиадискурсе с высочайшей частотностью используется группа вводных слов. В эту группу средств входят наиболее разнообразные единицы — слово, словосочетание, конструкция: действительно, конечно, по крайней мере, безусловно, правда, что…, пожалуй, наверное (наверно), мне кажется, что…, по-моему, по-видимому, скорее всего, может быть, маловероятно, похоже и т. п. Данные вводные единицы передают различные степени достоверности/недостоверности, и привносят в текст положительный или отрицательный оттенок.
В современном медиаобщении группа вводных средств выполняет следующие функции: оценочная функция; контактоподдерживающая функция; воздействующая функция; эмотивная функция; демонстрация источника высказывания. Важно отметить, что при помощи вводных единиц воздействующая функция осуществляется путём дискредитации и убеждения, для того чтобы создать общее мнение у коммуникантов.

Литература
1. Беляева Е. И. Достоверность / Е. И.  Беляева // Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. Л.: Наука, 1990. С. 157-170.
2. Виноградов В. В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. М.: 1975. С. 53-87.
3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: теория, методы, направления / Татьяна Добросклонская. М.: 2020. 180 с. 
4. Коньков В. И., Манаенко Г. Н. Медиалингвистика в терминах т понятиях: словарь-справочник / М42 под ред. Л. Р. Дускаевой; редколл.: В. В. Васильева, Ю. М. Коняева, А. А. Малышев, Т. Ю. Редькина. М.: ФЛИНТА, 2018. 440 с.
Материал для анализа:
1. Газета «Коммерсантъ». 
2. Подкаст «Розенталь и Гильденстерн».
3. Видеоблог «А поговорить?».