В тени милых птиц (о «Прощальной оде» Иосифа Бродского)
Ольга Александровна Гассельблат
Докладчик
аспирант
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
195
2023-03-17
17:15 -
17:40
Ключевые слова, аннотация
Cтрофика; лексико-семантическое поле; жанровая стилизация; Данте; Цветаева; метафизическая поэзия.
В статье предпринята очередная попытка анализа «Прощальной оды» Иосифа Бродского. Описан внутренний и внешний контексты создания стихотворения. Разбираются некоторые текстовые уровни, позволяющие проникнуть в авторский замысел. Строфика стихотворения отсылает к русской и польской силлабической поэзии XVIII века. Лексико-семантический состав позволяет проследить влияние многих великих предшественников поэта, прежде всего Данте и Цветаевой. Ода также является стилизацией жанра молитвы, на что указывают многие лексические показатели.
Stanza; lexical-semantic field; genre stylization; Dante; Tsvetaeva; metaphysical poetry This article is another effort to analyze the "Farewell Ode" by Joseph Brodsky. The internal and external contexts of the creation of the poem are described. Some text levels are analyzed to recognize the author's intention. The ode is also a stylization of the genre of pray
В статье предпринята очередная попытка анализа «Прощальной оды» Иосифа Бродского. Описан внутренний и внешний контексты создания стихотворения. Разбираются некоторые текстовые уровни, позволяющие проникнуть в авторский замысел. Строфика стихотворения отсылает к русской и польской силлабической поэзии XVIII века. Лексико-семантический состав позволяет проследить влияние многих великих предшественников поэта, прежде всего Данте и Цветаевой. Ода также является стилизацией жанра молитвы, на что указывают многие лексические показатели.
Stanza; lexical-semantic field; genre stylization; Dante; Tsvetaeva; metaphysical poetry This article is another effort to analyze the "Farewell Ode" by Joseph Brodsky. The internal and external contexts of the creation of the poem are described. Some text levels are analyzed to recognize the author's intention. The ode is also a stylization of the genre of pray
Тезисы
В докладе рассматриваются следующие аспекты:
1. Внутренний и внешний контексты создания стихотворения. Первым шагом в этом пути
является попытка определить круг поэтов, с творчеством которых молодой Бродский
был знаком к январю 1964 г., и чье творчество могло оказать влияние на непосредственное создание оды. Из воспоминаний современников и самого поэта этот круг определен главными именами — Данте, Дж. Донн, О. Мандельштам, М. Цветаева. Безусловно, в этот же период была прочитана Библия, которую Бродский читал одновременно с "Божественной комедией".
2. Строфика. Бродский рассматривает выбор строфы
как решение первостепенного значения, особенно при работе над "большими" произведениями, где он часто использует необычную, а то и уникальную строфу. И здесь поэт ввел
редкую строфу, вернее реплику на классический образец: гекзаметр, но
«расшатанный» стяжением безударных слогов, влекущий за собой аллюзии к русской
чаще переводной литературе XVIII в., античным переводам. Такой вот
дактило-хореический гекзаметр (чем-то напоминающий Тредиаковского), который
сыграл важную роль в истории русского стиха. Эта строфа соответствует
и «выбранному», вернее «проживаемому» поэтом сюжету стихотворения — утрате и поиску
возлюбленной.3. Лексико-семантическое поле стихотворения относит его к «метафизической поэзии». Поиск, осуществляемый лирическим героем, превращается в молитву Богу. В «Прощальной оде» рекордное количество обращений к Богу. На возможную стилизацию жанра молитвы указывают также использование устаревшей формы звательного падежа, фатических императивов в форме 2-го лица единственного числа, экспрессивный синтаксис, повтор религиозных лексем. Отметим, что в текстах И. Бродского религиозное значение приобретают некоторые лексемы, не являющиеся религиозными в современном русском литературном языке, такие как небо, звезда, вечность, бессмертие, благодать, свет, слава, хлеб, спасение, смирение, любовь, пустыня, труба, страсть и другие лексемы. Некоторые конструкции являются почти дословными цитатами литургических текстов. Кроме названного, в плане содержания следует отметить присутствие коммуникативной стратегии «общение с Богом», основной для религиозного дискурса. Необходимо отметить, что представленные конструкции характерны для стихотворений И. Бродского, являются фактически непосредственным обращением поэта к Богу, стилизованным под молитвенный жанр.
4. Архитекстуальный прием включения элементов чина отпевания умерших через заимствование лексических конструкций из упомянутого богослужебного текста. Трудно сказать, является ли эта аллюзия интуитивной и несознаваемой автором. В стихотворении И. Бродского мы можем отметить те же интенции: глубокое осознание человеческой греховности: «грешен – молить не смею»; временности своего существования: «кто я? – пришел – исчезну… Странник я в этом мире»; опять же обращения к Богу: «Боже, зачем молчишь? Грешен – молить не смею…»; просьбы о Его помощи и защите: «не оставляй меня! Странник я в этом мире. / Дай мне в могилу пасть, а не сорваться в бездну». Само возникновение «Прощальной оды», это также мнение А. Ранчина, было реакцией на разрыв отношений с Мариной Басмановой, уход возлюбленной, т.е. смерть любви. Возможно, в этом обстоятельстве следует видеть метафизическую причину обращения поэта именно к такому богослужебному тексту как чин отпевания усопших.
5. Лексико-семантический состав «Прощальной оды» также сообщается с творчеством великих предшественников. В докладе мы акцентируем внимание на связь ЛСП стихотворения с творчеством Данте и Цветаевой. Стихотворение включает так свойственные цветаевскому поэтическому языку оксюморонные или индивидуально-авторские конструкции, а также фольклорные мотивы. К Данте нас обращают несколько интерпретированных цитат и аллюзий из его творений («Новая жизнь» и «Божественная комедия»). Цитаты поддерживаются топонимикой стихотворения, образами сумрачного леса, птиц, летейского потока.
6. Во всех случаях поэт пользуется инструментами, но создает новое пространство, новый миф (пустой ад, пространство с отсутствующими границами, не обретённая возлюбленная), свою сугубую молитву о спасении и бессмертии.
Литература:
1. Арутюнова, Н. Д. Метафора и дискурс // Теория метафоры. - М., 1990. [Электронный ресурс]. URL: http://www.philology.ru/linguistics1/arutyunova-90.htm
2. Арутюнова, Н. Д. Теория метафоры: Сборник: Пер. с анг., фр., нем., исп., польск. яз. / Вступ. ст. и сост. Н. Д. Арутюновой; Общ. ред. Н. Д. Арутюновой и М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990. – 512 с.
3. Ахапкин, Денис. «Прощальная ода»: у истоков жанра «больших стихотворений». [Электронный ресурс].
4. Баландина, И. А. Орнитологические образы
Иосифа Бродского. Уральский филологический вестник № 1. 2021. [Электронный
ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ornitologicheskie-obrazy-iosifa-brodskogo
2. 5.Башляр, Г. Избранное: поэтика пространства/ Пер. с франц. –
М., 2004. [Электронный
ресурс]. URL: http://yanko.lib.ru/books/philosoph/bachelard--poetika_prostranstva-2004-8l.pdf
6. Бродский, И. Сочинения Иосифа Бродского. Том I. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. – 656 с. Вступительная статья Л. Лосева.
7. Бродский, И. Книга интервью. М., 2008. – 448 с.
6. Бродский, И. Сочинения Иосифа Бродского. Том I. СПб.: Пушкинский фонд, 2001. – 656 с. Вступительная статья Л. Лосева.
5. Бродский, Иосиф. Собрание сочинений в 2-х томах. СПБ., 2012.