LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Манна небесная: еда, ложь, мечта? Manna from heaven: food, a lie, a dream?

Елена Ивановна Селиверстова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

198
2023-03-15
18:50 - 19:10

Ключевые слова, аннотация

библеизм; семантика; смысловые приращения; контекст

В докладе рассматриваются новые смысловые оттенки, обнаруживаемые в современном употреблении оборотов-библеизмов с компонентами манна небесная.

Тезисы

Фразеологические единицы (ФЕ) библейского происхождения, связанные с легендой о манне — пище, посылаемой Господом иудеям на пути из Египта в Землю обетованную, являют собой пример того, как, с одной стороны, на протяжении долгого времени значения оборотов сохраняются, а с другой — наблюдается расширение смыслового диапазона в использовании библейского символа. Материалы Национального корпуса русского языка позволяют судить о том, насколько богатым и разнообразным является спектр добавочных смыслов, каковыми обрастает выражение манна небесная в речи наших современников. Остановимся сначала на лексикографически зафиксированных оттенках значений. Немалую часть составляют примеры использования оборота ждать как манны небесной/ манну небесную в значении, отмеченном словарями –– ‘очень сильно, с большим нетерпением ждать’. Без этого Запад не выделит обещанные 40 млрд. долларов кредитов и не пришлет первый мартовский транш, который на Украине ждут как манну небесную: без этой помощи экономике страны грозит коллапс [П. Шеремет. Дожить до транша // «Огонек», 2015]. В контекстах нередко подчеркивается и причина столь страстного ожидания – речь идет о ‘жизненно важных вещах’, ‘ситуации крайней необходимости’: Правда очередников состояла в том, что они пахали на санаторий десять лет почти бесплатно. За жилье. Люди ждали эти квартиры как манну небесную и даже больше. Манной можно только утолить голод, а в доме – жить до конца дней [В. Токарева. Своя правда // «Новый мир», 2002]. Этот семантический вектор развивается и в сочетании с глаголом мечтать: У меня тоже раскалывается череп,  сказал он,  мечтаю о семи часах сна как о манне небесной [Ю. Семенов. Семнадцать мгновений весны]. Хотя обещанная в библейском тексте манна с небес стала реальностью, сегодня она ассоциируется с недосягаемостью, напрасными надеждами, фантазиями: Это вообще у русских и славян очень распространено: мечтать о манне небесной, то есть о чем-то, чего никогда нельзя обрести! [Н. Медведева. Любовь с алкоголем]. С манной небесной связывают сейчас и неоправданные обещания и ложь (ср.: наврать с три короба, семь верст до небес  и все лесом и др.), служащие нередко способом заполучить доверчивого клиента: [Жулики] легко входят в контакт, быстро и много говорят, обещают манну небесную и все блага цивилизации [Ю. Назарова, А. Семенова. Подпорченные деньги // «Вечерняя Москва», 15.09.2005]. Устойчивая сочетаемость с глаголом обещать свидетельствует о появлении нового оборота: Честность проявляется прежде всего в том, чтобы не давать ложных обещаний клиенту. Этим «болеют» многие представители нашей профессии — в надежде получить клиента они обещают манну небесную. Но, как правило, очень скоро у клиента наступает разочарование… [https://kartaslov.ru/книги/ Алексей_Мишин_Коучинг_Основы_технологии_для_новичков]. Из не отмеченного словарями, следует также упомянуть оттенок значения ‘доставшееся без труда, даром’, — не случайно здесь часты сочетания с глаголом свалилась, – но при этом исключительно полезное: Власть должна взять разрешение этих проблем на себя.  <…> Иначе, если даже на регион свалится манна небесная в виде миллиардов рублей, кашу сварить будет некомуБаза  цемент, металл, лес, трубы, кирпич и, главное, люди. Их просто нет уже и сегодня [«Пермский строитель», 11.05.2004]. Но если библейскую манну отличала некоторая «регулярность» появления, то сейчас чаще акцентируется однократность «просыпанного блага»: Понесли они с Катериной записывать новорожденного Ванька, а ей [Глафире Петровне] тут же предложили работу, правильнее будет сказать, просыпали на нее манну небесную [В. Михальский. Для радости нужны двое]. Достаточно часто подчеркивается в ФЕ с образом манны семантика неожиданности: Все, что со мной происходит, сваливаясь то как снег на голову, то как манна небесная, вызывается моими желаниями [И.Сахновский. Заговор ангелов].  Ценностный аспект в восприятии манны небесной проявляется и в возможности причислить к ее проявлениям награды, благодарности, поощрение заслуг и, вероятно, славу: Я думаю, что ты должен делать то, что ты можешь, работать на максимуме и не думать ни о каких благодарностях и манне небесной, которая когда-нибудь на тебя упадет [В. Суриков, А. Меликян. Последний киноромантик// «Эксперт», 2014]. Используется эта ФЕ и с отрицанием и акцентом на компоненте небесная  для указания на неизвестный источник поступления чего-л., т.е. ‘не иначе, как с неба’: У них и в мыслях не было, что старик приобретает оружие. <…> И все же не с воздуха все это, не манна небесная [А. Рыбаков. Тяжелый песок]. Наконец, «множественность», ассоциируемая с этим библейским символом, способствует развитию количественной семантики. Сближение с Западом, которое олицетворяет Кудрин, умиротворит обстановку в стране, многие знакомые Аркадия усилят позиции. <…> Из глубин сознания вынырнуло слово, объявшее всю совокупность радостей, которые, словно манна небесная, свалятся на него в случае примирения с Западом [А. Салуцкий. Немой набат // «Москва», 2019]. Здесь, помимо оттенка ‘много’, выявляются и такие доли смысла, как ‘разом’, ‘неожиданно’, ‘отрадная’, ‘желанная’ и др. Как манна небесная спасла иудеев от голода, так и сейчас с нею ассоциируются меры, призванные улучшить, спасти сложившуюся ситуацию: Резкая девальвация привела к замораживанию тарифов российских монополий. Для большинства сфер экономики это стало манной небесной, <…> позволило быстро наладить импортозамещение.   [Нильс Иогансен. Эффект обвала рубля в разных сферах экономики// «Известия», 16.08.2001] 
Таким образом, мы видим, что устойчивость образа манны небесной способствует формирование новых ФЕ и расширению спектра семантических приращений, порождаемых активным употреблением оборотов нашими современниками.