LI Международная научная филологическая конференция имени Людмилы Алексеевны Вербицкой

Визуальные образы телеспектакля «Понедельник начинается в субботу» (1965 г.) и их влияние на смысловую систему повести братьев Стругацких. Visual images of the TV play

Татьяна Викторовна Левченко
Докладчик
Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики (Москва), лаборатория изучения творчества Ю.П.Любимова и режиссерского театра XX-XXIвв

204 онлайн
2023-03-18
12:25 - 12:50

Ключевые слова, аннотация

Телетеатр; А. Белинский; В. Попов (Катарсин); Стругацкие; визуальный образ

Тезисы

Телетеатр Оттепели — замечательное явление периода относительной идеологической свободы в СССР. Именно в это время в стране появляется жанр телевизионного спектакля — спектакля, поставленного в павильонах телестудии.
Репертуар оттепельного телетеатра был поразительно разнообразен. Он очень изменился по сравнению с репертуаром телетеатра первой и даже второй половины 50-х, предлагавшего телезрителям фильмы-спектакли — снятые на кинопленку спектакли драматических театров. Почти на 90% это была «не противоречащая идеологии русская классика» и драматургия соцреализма (А. Грибоедов, А. Островский, Л. Толстой, М. Салтыков-Щедрин, А. Сухово-Кобылин, М. Горький, К. Тренев, А. Корнейчук, Б. Лавренев и др.), оставшиеся 10% — пьесы К. Гольдони, Лопе де Вега, Р. Шеридана. Постановок по произведениям современных зарубежных авторов не было [Сидорова 2019: 216].
В 60-е картина разительно меняется. Круг авторов «русской классики» расширяется (А. Герцен, Н. Лесков, Г. Успенский, Н. Гоголь, А. Чехов и др.). Число спектаклей по произведениям современников резко увеличивается, среди авторов — Ю. Тынянов, Е. Шварц, А. Платонов, А. Арбузов, В. Шкваркин, В. Катаев, Д. Кедрин, В. Аксенов и др. Доля спектаклей по зарубежной классике тоже увеличивается, в репертуар входят авторы ХХ в.: Б. Брехт, Р. Роллан, Б. Шоу, Я. Гашек, А. Моравиа, П. Леви, К. Дзюндзи, К. Чапек и др. Ставятся поэтические спектакли-композиции (А. Пушкин, В. Маяковский, Л. Хьюз). Важной особенностью телетеатра этого периода стало появление спектаклей сказочного и фантастического жанров.
Ведущим творческим коллективом, работавшим над созданием телеспектаклей, с начала 60-х был Ленинградский телевизионный театр. В нем творила и одновременно вырабатывала художественные и технические принципы создания телеспектакля плеяда телережиссеров: Д. Карасик, И. Рассомахин, И. Масленников, А. Белинский, Л. Цуцульковский и др. Там же «работали лучшие театральные режиссеры: Владимиров, Товстоногов, Горбачёв, Агамирзян и т. д. Они относились к телевидению очень ответственно, активно и постоянно участвовали в телепередачах, ставили телевизионные спектакли. И эти спектакли передавались по кабелю» [Очерки 2013: 268]. Почти до начала 70-х телеспектакли шли не в записи, а в прямом эфире, без использования возможностей монтажа.
В 1965 г. на ЛенТВ вышло сразу два спектакля, сделанных по фантастическим произведениям современных авторов. И. Рассомахин поставил одноактную пьесу «Верный робот» польского философа С. Лема, а А. Белинский — спектакль «Понедельник начинается в субботу» по одноименной повести А. и Б. Стругацких. Долгое время считалось, что от спектакля Белинского сохранились несколько фрагментов, а основной информацией до сих пор считается абзац из книги «Братья Стругацкие» А. Скаландиса (2008): «Идея перенести на экран задорную фантастическую сказку, существовавшую тогда еще только в виде первой части — “Суета вокруг дивана” — пришла в голову режиссеру ленинградского телевидения Александру Аркадьевичу Белинскому. <...> В далеком 1964-м Белинский был молод, неопытен, собственно, это был едва ли не первый его телеспектакль, да и фантастики он не понимал и не чувствовал, скорее всего, просто отдал дань моде, и получилось нечто, резко не понравившееся как самим авторам, так и их поклонникам. Телефильм “Суета вокруг дивана” не только не появлялся больше в эфире, но и не упоминался практически нигде».
К сожалению, автор не приводит никаких документальных свидетельств негативного отношения авторов и поклонников к постановке. Утверждение о неопытности в 1965 г. А. Белинского, пришедшего на телевидение в 1961 г. будучи режиссером театра имени Ленинского комсомола и создателем знаменитого «Театра капустника» при Ленинградском Доме актера, поставившего в 1963 г. блистательный телеспектакль «Кюхля», в котором уже видны те принципы работы телережиссера, которые Белинский будет использовать далее, не соответствуют действительности. Не верно приведено и название телеспектакля. Телеспектакль, поставленный Белинским, называется так же, как называется книга Стругацких «Понедельник начинается в субботу», но является инсценировкой текста, опубликованного в сборнике «Фантастика, 1964 год», вышедшего в издательстве «Молодая гвардия» под названием «Суета вокруг дивана: Сказка для научных работников младшего возраста» (подписана к печати 31.Х.1964.). Однако название будущей книги было известно, так как в примечании редактора было указано, что перед читателем первая часть повести «Понедельник начинается в субботу», которую заканчивают авторы.
Повесть написана от первого лица, что соответствует критерию выбора Белинским текстов для постановки: «Я выбирал пьесы преимущественно от первого лица – это позволяло донести прозу с наименьшими потерями в плане текста, а к нему я отношусь очень бережно. В целом же, я считаю эти произведения наиболее выгодными для телеэкрана, так как в первооснове своей они предполагают собеседника. Актер прямо обращается к телезрителю, происходит близкий контакт» [Очерки 2013: 94]. В «Понедельнике» такой контакт особенно важен, ведь главный герой повести  современник зрителя, находящийся одновременно в советской и «сказочной» действительности.
Для создания духа времени и окружающего персонажей двойственного мира, Белинский так же, как и в «Кюхле», использует минимум реквизита, но большую роль отводит рисованным заставкам, графике. Художником он приглашает Валентина Леонидовича Попова (Катарсина), человека разностороннего дарования, поэта и прозаика. Его рисунки художественного пространства повести, ставшие основой декораций, и костюмы персонажей создают видеоряд, не во всем совпадающий с их описаниями в повести Стругацких, и порождающий дополнительные смыслы.
Литература:
1. Сидорова Г. Русский театр для массового зрителя в советской культуре: фильм-спектакль и телеспектакль // Ярославский педагогический вестник. 2019. № 6 (111). С. 213–220.
2. Эфир на фоне эпохи: очерки истории Ленинградского-Петербургского радио и телевидения. СПб., 2013. 320 с.